Театр & эксперимент. В Ярославле завершился фестиваль современной драматургии

Жар-птица, козел, заключенный, четверо полицейских и один человек из Подольска – персонажи спектакля с одноименным названием, премьерой которого в Ярославле завершился фестиваль современной драматургии «Играем вместе». Это совместный проект фонда развития современного искусства, Волковского театра и продюсера Ольги Галактионовой при поддержке фонда президентских грантов.

Фестиваль прошел впервые и продлился три дня. Его основная цель – привлечь внимание зрителей к современной драматургии. И, судя по количеству желающих попасть на мероприятия, проводимые в рамках «Играем вместе», проекту это удалось. За три дня первый русский посетили свыше тысячи гостей.

Стартовал фестиваль с читок пьес. Читка – особая форма репетиции, где актеры читают пьесу по ролям перед группой слушателей. Артисты театральных трупп Ярославской области, а также студенты театрального института представили зрителям 5 произведений современных драматургов, вошедших в шорт-лист главного драматургического конкурса страны «Кульминация».

Честь открывать марафон современной драматургии выпала труппе Рыбинского драмтеатра, которая зачитала нашумевшую пьесу Алексея Житковского «Дятел». Также зрители познакомились с произведениями Юлии Поспеловой «Говорит Москва», Константина Стешика «Летели качели», Любови Страховой «Кровавый карлик» и Рината Ташимова «Первый хлеб». Такой формат пришелся по душе искушенной ярославской публике, которая, казалось, даже не заметила, что марафон читок растянулся на пять часов.

Продолжился фестиваль серией мастер-классов ведущих представителей театрального искусства: драматургов, режиссеров, актеров, критиков. Все желающие узнали, как написать пьесу и выбрать название для нее, а также об актере в современной драматургии и в целом о театре сегодня. Мастер-классы посетили не только специалисты, близкие к театральным подмосткам, но и простые ярославцы, неравнодушные к театру. Особой популярностью пользовался мастер-класс ректора ГИТИС Григория Заславского «Театральный критик между театром и зрителем». Григорий Анатольевич уверен, что современный критик – это эрудированный зритель, честный с самим собой и со своей аудиторией. Творческая встреча получилась душевной и интересной. Еще бы, ведь профессор Заславский знает почти все о том, что происходит сегодня в мировом театральном пространстве. Кроме тонкостей профессии критика он рассказал о самых интересных идеях и замыслах, о новых именах среди актеров и режиссеров, о современных новаторских постановках и спектаклях.

Не менее интересной оказалась встреча с художником, блогером и музыкантом, известным под псевдонимом Вася Ложкин. Он рассказал, как вести блог об искусстве. Кто сделает это лучше? Ведь именно благодаря самопродвижению в интернете Вася Ложкин стал известен по всей стране и за ее пределами.

 – Я не считаю, что театр сейчас находится в упадническом состоянии, полные зрительные залы говорят об обратном. Но это не значит, что не нужно использовать возможности технического прогресса. Надо рассказывать о своем творчестве, продвигать его. Интернет является удобным способом заявить о себе зрителям. Я, например, нарисованные картинки всегда выкладываю в интернет, который является своего рода зрительным залом, – поделился с публикой Вася Ложкин.

О современной драматургии между сегодня и завтра рассказал автор кульминационной пьесы фестиваля «Человек из Подольска» Дмитрий Данилов. Данилов – современный прозаик, лауреат нескольких престижных российских и зарубежных литературных премий. «Человек из Подольска» стал его драматургическим дебютом, за него он получил самую высокую театральную награду России – «Золотую маску».

Примечательно, что вход на все мероприятия фестиваля был бесплатным. При этом билеты на премьеру, завершающую марафон современной драматургии, были разобраны всего за несколько дней.

Так что же такое современная драматургия?

Обилие ненормативной лексики, отсутствие внешнего конфликта, нередко – неприкрытая нагота, минимум декораций, странный или совершенно обыденный сюжет… Как понять эту самую «новую драму»? Известный театральный критик и театровед Анна Банасюкевич считает, что понять современный театр можно, зная различную стилистику и эстетические понятия.

– Театр развивается через эксперимент. Для меня современная драматургия начинается с середины 90-х годов. Тогда превалировала постмодернистская драматургия, которая существовала в расколотой реальности. В нашей жизни смешалось все: остатки советского, новое и дикое. Эти реалии вызвали расцвет постмодернизма, который занимался эклектичностью, пытаясь понять, в каком мире мы живем, – говорит критик. – Реальность быстро менялась. Право слова получили маргинальные, ущемленные представители общества: бомжи, зэки, беспризорники. Сейчас это все ушло…

В последние годы драматургия не претендует на обобщение. То доверие, которое возникает у зрителей к новой драме, опирается на то, что драматург говорит: «Это мое частное свидетельство. Я просто рассказываю о том, как я воспринимаю определенные события». Эту тенденцию начал в свое время Евгений Гришковец, который покорил интимной, камерной интонацией. Обычный человек рассказывает про частный опыт проживания жизни – и вы подключаетесь к его впечатлениям, находите какие-то точки соприкосновения. Это обосновано также информационной насыщенностью общества, из-за чего мы теряем доверие к информации. Смотрим новости по ТВ, потом видим те же факты в интернете совсем в другом изложении, поэтому у нас нет причин верить тем или тем. Мы понимаем, что если мы не являемся свидетелями, то лишены возможности узнать, как было на самом деле. В ситуации такого информационного прессинга новая драма с ее предложением интимного контакта, субъективного взгляда на реальность вызывает доверие, ведь она не претендует на истину в последней инстанции – равно как и на идеологию, некую кафедру, с которой она рассказывает, как нам жить.

Рушатся стереотипы. Современные драматурги показывают, что человек может быть слабым, имеет право сомневаться, например, что женщина – это не только мать, жена и хозяйка…

При этом драматурги молодеют. Если раньше средний возраст современного драматурга был 30 – 30 с небольшим, то сейчас это человек на 10 лет моложе. Есть даже несовершеннолетние.

Другие новости

2012—2017 © Твитрегион. 18+
Сетевое издание, Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 57257
выдано Роскомнадзором 12.03.2014
150043, Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Радищева, д. 5А.
Главный редактор: Кудрявцев В.Н. Тел. +7 (920) 650-6666
Учредитель: ООО "ОМЕГА", twitregion@yandex.ru
Перепечатка материалов запрещена без письменного разрешения. При цитировании материалов в сети Интернет, гиперссылка на www.twitregion.ru обязательна.