Подписывайтесь:

Культура

Как картину из музея увели… В Ярославле обсудили организацию охраны ценных экспонатов

Опубликовано:

от

Как картину из музея увели... В Ярославле обсудили организацию охраны ценных экспонатов

Скандальное и анекдотичное похищение картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи наделало много шуму. Язвительные комментарии по этому поводу сыплются до сих пор, хотя похищенное полотно нашли и вернули уже на следующий день.

И действительно – как же так, на глазах у сотен посетителей и сотрудников спокойно снять картину со стены и беспрепятственно ее вынести?

Обсуждение в том числе этой серьезной проблемы – организации охраны ценных экспонатов и коллекций – состоялось в областном центре на прошлой неделе. Заседание президиума Союза музеев России впервые за 100 лет существования Ярославского художественного музея прошло в его стенах. Приехали представители 40 ведущих музеев страны и Министерства культуры России. В заседании приняли участие такие мировые авторитеты, как руководители Эрмитажа Михаил Пиотровский и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.

– Сегодня особое внимание уделяется вопросам безопасности музеев – и федеральных, и региональных, и муниципальных, – подчеркнул директор департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов. – В ряде ведущих федеральных музеев сейчас проводятся проверки комплексной безопасности, такие же рекомендации наше министерство дало главам субъектов Федерации. В ближайшее время будут сформированы вместе с Союзом музеев общие рекомендации по повышению безопасности.

Как пояснил член президиума Союза музеев России, директор Государственного мемориального музея А. В. Суворова Владимир Гронский, Росгвардия в Третьяковке отвечала именно за безопасность людей – посетителей и сотрудников, предупреждала возможность терактов. А сохранность экспонатов, как выяснилось, к компетенции Росгвардии не относится.

– В начале апреля на очередном заседании нашего президиума мы представим общие рекомендации по безопасности и сохранности экспонатов, – подтвердил Владимир Гронский.

Для музеев нашей Ярославской области проблема хищения шедевров живописи – вовсе не абстрактная страшилка. Так, Рыбинский музей?заповедник в «лихие девяностые» лишился этюда Василия Верещагина «Белая лошадь», написанного в Египте в 1883 году. Тогда как раз происходил глобальный переезд музея из Гостиного двора в здание Хлебной биржи. А «тырить» при переезде, как известно из детективов, – самое легкое и приятное для жуликов дело.

Сотрудники музея паковали картины и другие экспонаты, ходили из комнаты в комнату и не всегда тщательно закрывали за собой двери – переезд же! Тут?то и проник через незакрытую дверь один лихой человек, ранее судимый житель Рыбинска. Раму он оставил на месте, а сам этюд вынул. Свернул в трубочку, спрятал под одежду и спокойно удалился. Затем начал «продвигать» похищенное – попытался сбыть холст антикварам. Эта информация дошла до милиции. Рыбинские правоохранители закономерно наведались в музей и задали руководству насущный вопрос: а не пропадало ли у вас чего ценного? Только тогда музейщики провели спешную ревизию экспонатов и поняли, что как раз «Белой лошади»-то и нет. Тут уж милиция не подкачала и провела настоящую спец­операцию, задержав предполагаемого похитителя в Санкт?Петербурге в момент совершения сделки по продаже картины. Незадачливый вор отсидел свой срок в тюрьме и выплатил музею по решению суда компенсацию затрат на реставрацию. А потом, после освобождения, приходил в здание Хлебной биржи как обычный посетитель – просто полюбоваться на «Белую лошадь», с которой его, что называется, бес попутал.

Хочется верить, что подобное в наших музеях больше не повторится и стопроцентная безопасность экспонатов станет одним из результатов реализации стратегии развития музеев. Детали стратегии, разработанной Союзом музеев России по заказу Министерства культуры РФ, также обсуждались на встрече в Ярославле 19 февраля.

– Музей будущего – это баланс и гармония бережно сохраненного наследия, традиций в сочетании с новыми мультимедийными технологиями, интерактивными и другими программами, – рассказал Владимир Гронский. – Пример – наш новый «Музей оловянного солдатика» на основе огромной коллекции таких игрушек из собрания музея Суворова. Там наравне с применением мультимедийных технологий проводятся спектакли с участием оловянных солдатиков, организуются движущиеся макеты и многое другое – чтобы посетителям, детям и взрослым, всегда было интересно приходить в музей, вновь и вновь возвращаться туда.

Реклама