Подписывайтесь:

Главное

«Экспертный взгляд»: гость программы – сенатор Российской Федерации от Ярославской области Александр Русаков

Опубликовано:

от

«Экспертный взгляд»: гость программы - сенатор Российской Федерации от Ярославской области Александр Русаков

О развитии нашей страны, Ярославской области и о недавнем послании Президента Федеральному собранию мы говорим с сенатором Российской Федерации Александром Русаковым, членом Комитета Совета Федерации по науке, образованию, и культуре, доктором химических наук, профессором.   

Александр Лебедев, ведущий, директор «Информационного агентства «Верхняя Волга»:

– Александр Ильич, Вы лично присутствовали при обращении Владимира Путина к Федеральному собранию, что в послании Президента Вам наиболее запомнилось, наиболее обратило на себя внимание?

Александр Русаков, Сенатор Российской Федерации:

– Во-первых, сама тональность послания и его направленность на решение основных социальных вопросов, оценка социальной ситуации, оценка перспективах очень многих отраслей. Это было послание не только про текущую международную ситуацию, политическую ситуацию, хотя этому, конечно же, было уделено большое время. 

Но, наверное, это одно из таких немногих посланий, где блок, который связан с той областью, в которой я могу себя предполагать экспертом, как раз был достаточно большой и подробный.

И это говорит, на мой взгляд, о том, что в этих сферах настало время существенных перемен и перемен. Не формы, а перемен. Содержание, целеполагание и решение тех задач, которые ставит и общество, и выражая государственными интересами на сегодняшний день. Именно в таком порядке, именно про это говорил президент, как я это понимаю. 

И если во многих посланиях были просто такие касания, скажем, важности, отмечались отметка того, что данная область является важнейшими, то сейчас мы получили достаточно серьезное расшифровку того, что президент считает важным на сегодняшний момент, и не только в тактической перспективе, но и в стратегической перспективе.

И, наверное, очень важно то, что были соединены и вопросы технологического развития страны, научных исследований, фундаментальных, прикладных, вопросы инновационной деятельности, вопросы всего этого вместе с образованием и образованием, средним образованием, со средним специальным и высшим образованием во всех уровнях. 

Поэтому вот такая перспектива была описана. И мне кажется, что сейчас основная работа будет и в содержании, и в законодательном оформлении, что немаловажно, потому что назрели изменения во многие законы, и постепенно поправки принимаются конечно, но многие законы уже состоят из поправок, на самом деле.

Поэтому, наверное, здесь возможен и такой стратегический взгляд на изменение основополагающих вещей. Поэтому вот для Совета Федерации, по крайней мере, работы очень много и для Государственной Думы. 

И мне кажется, что здесь должны произойти изменения в законодательстве. И об этом говорил и министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фрадков о том, что правительство будет вносить достаточно большие пакеты предложений по изменению законодательства.

Александр Лебедев: 

– Ну, и народ этого, наверное, ждет, потому что по результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения получается, что более 80 процентов опрошенных россиян положительно оценили выступление президента.

Александр Русаков:

– Да, я разделяю вот такое статистическое наблюдение. И по реакции многих моих коллег, с кем я беседовал, естественно, и по реакции молодых людей, потому что внимание подготовке кадров, внимание развитию науки, внимание, развитие технологий и отношение к науке в обществе. Вот в этом послании было очень и, на мой взгляд, четко обозначила перспективу этой области. Тем более это связано и с десятилетием науки, и с годом преподавателя.

Поэтому здесь такая совокупность очень важна, потому что престиж этих профессий, он неминуемо должен встать в такой серьезный ряд со всеми важнейшими элементами развития государства, иначе мы просто не сможем решить эти задачи. И очень важно, что это прозвучало открыто и буквально в прямой речи президента.

Александр Лебедев:

– Ну и президент как раз действительно говорил о будущем, наверное, нашей страны в том ключе, что он подчеркнул, с одной стороны, что у молодежи должны быть новые возможности появиться, даже он сказал новые возможности для качественного образования и трудоустройства. И предложил вернуться нашей стране к традиционной базовой подготовке специалистов с высшим образованием. С другой стороны, президент отметил, что научные открытия и технологии — это тоже победа. Вот вы уже сказали о большой законодательной работе, которая предстоит. А что еще необходимо нашему обществу сделать? Для того, чтобы эти инициативы реализовать?

Александр Русаков:

– Я думаю, что кроме законодательного оформления этих инициатив в законодательстве все- таки оформляет ту содержательную смысловую философию отношения к науке, к образованию в обществе. Наверное, здесь все должно в результате вылиться и в изменение программ, и в создании учебников соответствующих, и составлении соответствующих акцентов в преподавании, в частности, гуманитарных дисциплин. Это очень важный элемент и в определенных перспективах, и перспективным в финансировании развития отдельных отраслей.

Огромное, например, внимание сейчас будет уделяться инженерным образованием. Созданы рабочие группы, которые объединяют все уровни образования от средней школы и до аспирантуры. И это тоже очень важно. Потому что мы немножко начинаем терять взаимосвязи. Мы констатируем, например, что у нас очень большие проблемы с преподаванием естественных дисциплин, в школе. Но мы должны понимать, что это не может решаться только самой школы.

Это должно быть общегосударственной задачей. Для этого должны объединяться и министерства, и ведущие ученые, и ведущие педагоги. Вот самая простая вещь, которая должна быть понятна. И вот такие содержательные шаги, связанные не только с естественными научным блоком, не только с инженерным блоком, а с гуманитарным блоком, с истории российской и с истории российской государственности и государства. Все это в совокупности должно дать новости.

И мне кажется, что никакое общество развиваться не может, если образование и наука не являются ценностями. Вот здесь это прозвучало. Если вы обратили внимание, то когда противопоставляется иногда во многих речах, значит, надо заниматься только прикладной наукой и технологическими прорывом. И фундаментальная наука это как бы немножко в стороне стоит. У президента как раз прозвучал ответ на этот вопрос, что ученые должны иметь свободу.

Те, кто умеет заниматься наукой, те, кто добивается признанных результатов. Вот без этого невозможно ни прорывы, ни инновации, ни прикладные исследования. Все это должно быть очень гармонично. Выстроено, и в результате это должно вылиться и в приоритеты, в финансировании, и в другие приоритеты, связанные с отдельными программами вовлеченности и взаимодействия. Вот такая задача, она очень сложная на самом деле, но те ее ключевые позиции прозвучали, они прозвучали из уст президента.

Александр Лебедев:

– То есть, резюмируя, можно, наверное, сказать, что обозначено направление развития обществу и научным сообществом, и образовательным, и министерствам, и ведомствам, и общественным организациям. Предоставлен простор для того, чтобы, собственно, найти.

Александр Русаков:

– И дано поручение сделать это в достаточно короткий период времени. Потому что если мы будем обсуждать эти реформы годами, то, возможно, уже, наверное, их не будет. Мы просто будем жить в реформе. Вот, понимаете, мы уже сколько лет обсуждаем вопросы такие, совершенно злободневные. Хорош или плох единый государственный экзамен. Что он дает? Но он как идет, так и идет. И мало что там, в сущности, по форме меняется.

Может быть, мы по содержанию что-то сможем сделать, потому что многие коллеги мои констатируют, что сохранение единого государственного экзамена в том варианте, который сейчас есть, но во многом изменило ситуацию в школе. И когда мы говорим о преподавании отдельных дисциплин, мы натыкается на те цели, которые ставят родители и школьники — это сдать ЕГЭ, а цель должна быть сдать физику или историю.

Александр Лебедев:

– Насколько я знаю, по крайней мере, в некоторых школах значительное количество учащихся выбирают экзамен по информатике. Не потому, что они страшно увлечены этим предметом, или даже не потому, что есть запрос на таких специалистов, потому что там достаточно легко получить определенный балл.

Александр Русаков:

– Вот именно поэтому я считаю, что когда президент говорил о базовом советском образовании, имея в виду, конечно, то, что много поменялось и здесь не надо воспринимать это буквально, вот базовый как раз было по-другому организовано. Мы все-таки в школе пытались гармоничного, развитого человека сделать, который может выбирать себе не в 5 м классе то, что он будет сдавать информатику и больше ничего учить не будет.

Ну, я утрирую, конечно. А человек, который образован во многих направлениях и который может потом разумно выбирать. И здесь Единый экзамен не сыграл хорошую роль в этом смысле. Он, конечно, сделал больше свободы в выборе, это правда. Но отрицательные элементы тоже надо рассматривать. И я не думаю, что это единственный способ, вот как сделать вот это та ситуация, когда форму диктовала.

К сожалению, некоторые отрицательные серьезные изменения в содержании. Мне кажется, что здесь надо к этому вернуться. Но вот так же, как вы знаете, мы говорим про 44 ФЗ, но надо же что-то делать с ним когда-то. Это, кстати, тоже и науки касается, потому что темпы развития современных технологий, уж если мы про это говорим, и темпы развития, и образовательных технологий требуют существенного упрощения системы работы. 

Потому что любой научный проект должен быть оценен на стадии его создания, оценен профессионально. И вот это должно быть сделано на самом высоком уровне. Здесь роль Российской академии наук, здесь и роль экспертных сообществ, и вот то, чем законодатели занимаются, в том числе вот такими поправками. Я думаю, что они создадут базу для серьезного изменения самого тела закона.

Александр Лебедев:

– Ну и вы, раз уж затронули тему об экспертных сообществах, – в одной из прошлых передач вы упоминали о разработке проекта ДНК России, то есть расширении часов по истории нашей страны в учебных заведениях. То есть это по-прежнему остается актуальным?

Александр Русаков:

– Да, совершенно верно. Решение об увеличении в два раза практически часов, связанных с историей России, высших учебных заведений, оно принято, это внесено в соответствующие законодательные акты. Вопрос, связанный с проектом ДНК России, это более широкий вопрос. Это не касается собственно методик преподавания истории, это касается, в фокусе, тех предметов, всего гуманитарного блока и цикла, который и в школе должен быть определенным образом организован.

Вы знаете, там есть обществознание, которое состоит из ряда дисциплин, и которое является самым популярным, кстати говоря, когда сдается единый госэкзамен. Это касается истории российской. Основ российской государственности. Это мультимедийный или пленарное блок, который должен объединять и социологию, и экономику, и политологию, и естественное базироваться на том историческом пути, который российской государственности, общества, который породил эту государственность фактически и привело ее к тому ситуации, которая есть сейчас во всех плюсах и во всех минусах.

Вот все это должно излагается, базируясь на научные факты, а не на наши сегодняшние политические взгляды, хотя и то, что происходит сейчас в политике, безусловно, будет отражено. Потому что главное, что мы должны на сегодняшний день понимать, что мы возвращаемся к ситуации, когда мировоззрение сегодняшнего члена нашего общества является фактически движущей силой всего, о чем мы сейчас говорим. Если мы просто выпускаем специалиста, который не знает, где он, почему он и почему так вышло.

Наверное, это то, с чем мы сильно столкнулись за последние годы. Это надо исправлять и исправлять не путем насильственного завоевания какой-то идеологии. Хотя слово идеология у нас вообще не применимо на сегодня по конституционному закону. А сделать так, чтобы это было и интересно. И поэтому этот курс должен объединять серьезных специалистов и разрабатывается он сейчас не только столичными университетами. Это как раз вопрос взаимодействия региональных вузов, каждый из которых представляет и свой край, иногда свою республику.

Это очень сложная такая канва, которая должна по поручению, которое дано с 1 сентября, привести нас к отдельному специальному курсу. Вот сейчас создается еще одна рабочая группа как раз для того, чтобы и преподавание истории в расширенном варианте, и создание модуля основы российской государственности, чтобы эта преемственность была еще и наблюдалась на уровне школьных курсов. Потому что наши школьники, приходя в университет, не должны понимать, что не должны попадать в ситуацию, когда им совершенно другое начинает считаться.

Это должно быть вот такой выстроенный мировоззренческие системы с теми ценностями, которые наше общество разделяет на сегодняшний момент. И для его развития, и для понимания того, кто мы и куда мы идем. Вот такая задача стоит, оно поставлено на самом высоком уровне. И это прозвучало и в речи президента, и при встрече президента с историками. И мне кажется, что вот такая серьезнейшая задача, которая должна несколько переформатировать и акценты, которые состоят в преподавании гуманитарного блока.

Александр Лебедев: 

– Александр Ильич, но и тут действительно важна, наверное, ценностные составляющие, потому что одна из задач важнейших, на мой взгляд, которая стоит перед нашим обществом, это возвращение новых субъектов федерации, которые недавно вернулись в состав нашей страны, в единое культурное пространство. Потому что, наверное, вот то, о чем вы только что говорили, к вопросу о важности ДНК России, о важности преподавания истории, наверное, вот то, что пришлось проводить специальную военную операцию, это связано в том числе и с тем, что были упущено ценности и ориентиры, не оказалось той мягкой силы на территории бывшей Украинской Советской Социалистической республики, которую транслировал бы следующий поколениям некие ценности, которые разделяются нашим обществом сейчас.

Потому что мы видим, что некоторые подразделения украинских вооруженных сил сейчас уже носят название аналогичное с названиями фашистских воинских формирований времен Великой Отечественной войны. Вот и получается, что наша страна сейчас борется с фашизмом снова.

Александр Русаков:

– Это говорит о том, что от того, как выстроена система образования и как выстроена, простите, пропаганда, которая в эту систему попадает при решении вот такого рода задач, которые решались нашими бывшими партнерами на Украине, очень эффективно превращаются в технологии, которые выпускают человека, имеющего уже заданные мобильные взгляды и на соседей, и на свою страну, и на гибель. Травмированы определенные роли, и на ту историю, которую они хотели бы забыть.

Но от этого она не перестала существовать. И вот здесь мы должны интегрировать как раз эти республики и области, которые у нас приняты в состав Российской Федерации. Это теперь Россия. И здесь проблема, и не только студенчества, и не только молодежи, проблемы и переподготовки преподавательского корпуса, что не менее важно, эта проблема там серьезная, и она не менее серьезная у нас, потому что для того, чтобы эти курсы имели определенное, так сказать, целеполагание, и оно было реализовано, еще нужно, чтобы эти ценности и эти взгляды разделяли с теми, кто будет преподавать.

И этим мы сейчас очень активно занимаемся. 

Чтобы это было, разделяемое мировоззрение, не навязывая, навязать его. Вы привели этот пример, когда мировоззрение было смоделировать вне того общества, которое существовало и технологически внедрен. Вот мы имеем сейчас тот фашизм, который вот уже на новом витке, в 21 веке вдруг возник. О чем мы? Я думаю, что в конце прошлого века даже предположить не могли, что такое возможно, причем как в России, так и на Украине.

Ну, тем не менее, теперь других вариантов нет. Необходимо его победить. И, разумеется, в первую очередь на фронте. Пожелаем успеха и победы тем, кто сейчас защищают нас, защищают нашу страну. Ну а нам всем необходимо действительно двигаться в том направлении, которое указал президент, и решать в том числе и те задачи, о которых вы сейчас говорите.

Задача сложная. Я сообщаю, со студентами, могу сказать, что большинство из них разделяют именно так поставят задачи, они участвуют во всех акциях прямой конкретной помощи. Не просто обсуждая это, так сказать, в кулуарах. И, конечно, без победы над фашизмом мы никакие реформы не сделаем. И это в первую очередь, это не тактическая и тактическая стратегическая задача, которой очень хотелось бы, чтобы мы решили эффективно и консолидировано, понимая, что другого не то что выхода, другого пути нет у нашей страны на сегодняшний день.

Александр Лебедев:

– Ну что ж, вместе победим.

Александр Русаков:

– Обязательно.

Реклама