Подписывайтесь:

Главное

«Экспертный взгляд»: сенатор Совета Федерации ФС РФ от Ярославской области Александр Русаков – о развитии высшего образования в нашей стране

Опубликовано:

от

«Экспертный взгляд»: сенатор Совета Федерации ФС РФ от Ярославской области Александр Русаков – о развитии высшего образования в нашей стране

Александр Лебедев, ведущий, директор «Информационного агентства «Верхняя Волга»:    

– Александр Ильич, в конце прошлого года и сразу после рождественских каникул Вы очень активно работали в регионе, провели много встреч. И одна из встреч состоялась как раз с ректорами Ярославских вузов. В прошлом году в первой передаче с Вашим участием в качестве сенатора Вы как раз говорили, что развитие высшей школы и консолидация работы Ярославских вузов – это одна из первоочередных задач.

В связи с этим можете поделиться первыми результатами встречи с ректорами и перспективами?

Александр Русаков, сенатор Совета Федерации ФС РФ от Ярославской области:

Реклама

– Да, конечно. Мы все находимся в конкурентном поле одновременно, и по-другому не бывает. И мы должны выработать систему работы на регионы, на страну – как консолидированный кластер научно-образовательный – не только с вузами, но и с академическим институтами, которые работают в Ярославской области. Наверное, ключевым вопросом является в том числе и законодательный момент, а именно выработка политики Ярославской области в области науки, научно-технической деятельности, И, к сожалению, вышло так, что на сегодняшний день тот закон, который когда-то работал, во-первых, устарел, во-вторых, он уже не действует.

Поэтому была поставлена задача и губернатором Ярославской области, и коллегами в правительстве выработать новый закон, внести его в Ярославскую областную думу и постараться доказать, что такой закон нужен. Во-первых, наверное, это все понимают достаточно, а во-вторых, именно эта часть деятельности, на мой взгляд, еще в большей степени, чем образовательная, должна объединять усилия в высших учебных заведениях. У нас их много, они разные.

У нас есть много групп, работающих над общими проектами, общей тематикой. Но выработать вот такой кластер, именно политику с совместными лабораториями, с пониманием задач и решением главной этих задач в интересах социально-экономического развития области это, на мой взгляд, законодательно самая важная задача. И обсуждение, которое состоялось в Ярославском техническом университете, в «Точке кипения, как раз с участием и руководства департамента общественных связей и вузов.

И в моем присутствии мы как раз обсуждали эти вопросы, какими должны быть содержательные основы для такого законодательства и внесенные поправки в закон об образовании и в закон о науке. Федеральные законы как раз позволяют на сегодняшний день бюджеты регионов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации использовать для развития и инфраструктуры, и финансирования научных исследований. И финансирования программ развития, в том числе и высших учебных заведений и научных учреждений.

Поэтому вот не только законодательство, но и программа, которая, мы очень надеемся, будет принята в Ярославской области, как раз должна отражать законодательные изменения и наши общие усилия и общую тематику. И мне кажется, сам характер этого обсуждения позволяет считать, что мы планомерно идем к той цели, о которой я говорил. И это находит общее понимание.

Реклама

И есть определенные инициативы уже, но они должны быть реализованы на практике. Сейчас самое важное не галочку поставить, что мы обсудили, а решить те задачи, которые перед нами будут поставлены и экономикой, и нашими индустриальным партнерами. И задачи, которые ставятся на федеральном уровне. Вот мне кажется, что мы сделали достаточно серьезный шаг. Сейчас уже вопрос такой юридической техники работы с нашим депутатским корпусом и вынесение этого закона уже на уровень принятия.

Александр Лебедев:

– То есть правильно ли я понимаю, что речь идет о законопроекте о научной, научно-технической политике Ярославской области, который департаментом общественных связей по поручению губернатора.

Александр Русаков:

– Именно это и было главным предметом обсуждения. И понятно, что всех интересуют контрольные цифры приема и способ их генерации. И ответственность, в том числе и региона, за то, какие цифры мы получим в результате. Вот Вы знаете, что Министерство науки высшего образования приняло решение отложить конкурс 2024 года. Поэтому сейчас мы изучаем как раз и возможные последствия этого.

Реклама

И главное то, как сформировать вот наш заказ на подготовку специалистов в области высшего образования для того, чтобы иметь возможности развиваться и стабильно развиваться, и взаимодействовать очень тесно с правительством области и с нашими партнерами. Потому что именно для них мы в первую очередь готовим кадры. И кадровая политика здесь не в меньшей степени важна, чем научно-техническая. Вот это две основные части, которыми, собственно, мы и занимаемся.

И в этой области как раз и работает тот комитет в Совете Федерации, в работе которого я участвую, и законодательство в этой сфере тоже не стоит на месте. Здесь очень важно, чтобы и в регионах, и в федерации шел процесс взаимного обмена точками зрения и содержательный диалог. И вот это одна из задач, которые для меня очень важны на сегодняшний момент.

Александр Лебедев:

– Александр Ильич, о законодательной работе. Завершившаяся в конце прошлого года сессия Совета Федерации как раз была первой сессией, в которой Вы участвовали как сенатор. Какие законопроекты Вам наиболее запомнились, и что в планах вашей законодательной работы?

Александр Русаков:

Реклама

– Ну, я не буду оригинален и могу сказать, что, наверное, это общее мнение всех моих коллег в Совете Федерации. Мы приняли конституционные законы. Это вхождение четырех субъектов в Российскую Федерацию. И, наверное, это самое главное и политическое событие этого года, и не только для Совета Федерации. Вообще, мне кажется, что это событие достаточно мирового уровня. Это очень важно, в том числе и для науки, и для образования, потому что сейчас уже законодательство и законотворчество идет в сторону признания степеней соответствия уровня образования во всех областях, не только в высшем образовании.

Там много разных схем, которые были реализованы, когда эти территории были частью другой страны. А сейчас мы должны сделать так, чтобы интеграция была не только возможна, но и быстро осуществлялась. И вот эти законодательные истории должны, на мой взгляд, привести сейчас к такому единству образовательного пространства. И министр науки и высшего образования с делегацией министерства уже побывали во многих вузах. И я думаю, что такая же работа ведется в Министерстве просвещения.

Поэтому вот этот блок законодательный, он сейчас, на мой взгляд, будет одним из основных. Мы Российская Федерация, мы должны сделать так, чтобы у всех были одинаковые возможности и чтобы не было проблем с полученными ранее степенями. И званиями в работе в России. Это такой ключевой момент. Ну и, конечно, законодательство в области науки не стоит на месте.

Я уже говорил о том, что два таких серьезных момента уже произошли. То есть это вовлечение непосредственно субъектов Российской Федерации в научную работу фактически и в постановку задач. Ну, и с ответственностью, безусловно. Поэтому мы это чувствуем. И очень важно, что и закон об образовании тоже здесь будет изменяться. И мы очень надеемся на то, что он станет более стабильным, если угодно.

И, наверное, мы очень хотели бы, чтобы когда-нибудь это стало кодексом об образовании. Чтобы мы могли самые разные позиции, самые разные инициативы все-таки оформлять в виде высшего такого уровня. И это касается и финансов, и налогов. Вот простой пример. Есть серьезная инициатива, я думаю, что она уже будет введена в ближайшее время. Возможность предприятиям непосредственно финансировать, что они могли до этого. Но это было из прибыли. Вот нужно сделать так, чтобы предприятиям реально выгодно было вкладывать деньги не только в благотворительность, а и в развитие науки. Это мировая тенденция. И вот приведение нашего законодательства в такую новую возможность, на мой взгляд, тоже очень важная история на сегодняшний день. 

Реклама

Александр Лебедев:

– Наверное, это не только мировая тенденция, но и российская традиция. Потому что если мы вспомним определенные практики, существовавшие и в Советском Союзе, когда научно-исследовательские институты сотрудничали с определенными предприятиями, с вузами по профилю своей работы. И если мы вспомним лучшие практики, существовавшие еще в Российской империи, когда крупные промышленники создавали специализированные учебные заведения для подготовки специалистов, то, в общем, действительно, наверное, при участии и законодателей, и ректоров научного сообщества, действительно, удастся.

Александр Русаков:

– Это все разные процессы, на самом деле, идут и нельзя сказать, что это не происходит. Просто это должно быть выгодно и финансово выгодно тем предприятиям, которые видят задачи и видят исполнителей для решения этих задач. Должна быть снята часть налоговой нагрузки, потому что иначе это, ну, такая благотворительность в чистом виде, а здесь это должно носить системный характер, так как во многих странах это делается.

В некоторых странах половина бюджета фактически исследовательского – это бюджеты корпораций, частные капиталы и так далее, и так далее. И это выгодно. Вот если мы договоримся, что это выгодно всем. А мы на самом деле вышли на тот уровень развития технологий промышленной и такого менталитета развития бизнеса, когда это становится очевидно. Здесь, конечно, вот и законодательные вещи должны идти вместе с теми решениями тех задач, которые стоят перед всей страной на сегодняшний день.

Реклама

Это еще вопрос консолидации таких идей о развитии научно-технического потенциала всей страны, а не отдельно взятой организации.

Александр Лебедев:

– Ну, на мой взгляд, это, безусловно, пойдет стране на пользу. Потому что это наверняка позволит бизнесу внедрять новые научные разработки. Потому что важно не только придумать, важно внедрить.

Александр Русаков:

– Вот-вот, это «долина смерти», когда от научной разработки до внедрения проходит достаточно большое время, и теряется актуальность. Либо возникают препоны административно-юридического характера. И вот мне кажется, что вот эти моменты, они как раз должны быть очень пристально рассматриваться законодателями и в Госдуме, и в Совете Федерации.

Реклама

Александр Лебедев:

– Александр Ильич, еще об одном направлении Вашей работы, о котором Вы упомянули в прошлой нашей программе. То есть Вы сказали, что необходимо создание отдельной программы по поддержке, развитию и восстановлению историко-культурного наследия Ярославской области.

Александр Русаков:

– Да, действительно, такая инициатива губернатора Ярославской области была внесена, и нам как сенаторам, и мне, и Наталье Владимировне было поручено этим заниматься. На сегодняшний день были осуществлены соответствующие действия, с соответствующими письмами с министерством культуры. Мы получили ответы. Эти ответы не удовлетворили руководство Совета Федерации. Поэтому на сегодняшний день мы будем продолжать этот диалог, и он продолжается.

Сейчас я знаю, что Наталья Владимировна как раз работает в Москве с этим. И мне кажется, что мы сумеем доказать, что вот те задачи, которые были поставлены о восстановлении историко-культурного наследия и сохранении его достойны федеральной программы. У нас очень много памятников.  И если мы говорим о воспитании, об истории, о том, что мы должны развивать и воспитывать молодежь, мы должны воспитывать на примерах, на примерах отношение государства, в том числе к этому. 

Реклама

Александр Лебедев:

– Мы будем надеяться, что удастся, потому что это также возвращение к традициям. Ведь мы все помним, что Золотое кольцо появилось не сегодня. Это идея, которая возникла и была разработана еще в Советском Союзе. И большая часть городов, городов Золотого кольца находится в Ярославской области.

Александр Русаков:

– Поэтому и мы стараемся доказать, что это не только вопрос Ярославской области и не только вопрос бюджета региона. И не только вопрос такого стандартного, очень небольшого, поверьте, финансирования, которые выделяются на сегодняшний день со стороны профильного министерства. Мы бы хотели, чтобы это было действительно серьезной государственной программой.

Александр Лебедев:

Реклама

– Александр Ильич, и, если позволите, личный вопрос. Видел в социальных сетях, что в числе прочих встреч Вы побывали и в школе, в которой когда-то учились. Скажите, это дань уважения своей альма матер или это тоже часть работы сенатора? То есть изучаете и среднее звено образования.

Александр Русаков:

– Комитет по образованию, науке и культуре. Поэтому тут нет разделения на среднее образование, среднее профессиональное, высшее и так далее. Поэтому это часть работы, раз. И я как выпускник школы. Если Вы не питаете определенных чувств к своей альма матер, то вообще не надо этим заниматься, это тогда все показуха. Поэтому мы еще с одним выпускником этой же школы, с моим коллегой ректором медицинского университета, академиком Хохловым Александром Леонидовичем, мы оба выпускники разных лет.

Мы пришли познакомиться с новым директором школы и понять, какие проблемы мы могли бы помочь решить как руководители. Я в данном случае как сенатор, Александр Леонидович как руководитель вуза. Ну, и, конечно, многие выпускники работают у нас, и мы продолжаем этим заниматься, на самом деле, очень тесно. Из того, что я вынес вот, наверное, это уже не личное, это скорее такая постановочная задача.

Вот вчера я смотрел программу, как в большой Москве развивается школьное образование, какие школы строятся, сколько школ, как выглядит школа на 500 школьников. Это фантастика, это такого во многих наших вузах нет. И это правильно и хорошо. Но вот школа, которая находится в центре города Ярославля, наверное, требуют тоже модернизации. У нас на моем веку одна школа в Рыбинске была фантастическая совершенно построена, слава богу.

Реклама

Но такого уровня школ я пока больше не видел. И, наверное, ярославское образование тоже достойно того, чтобы были такие школы. Поэтому сравнение здесь катастрофически пока не в нашу пользу. Я не про содержание образования и не про качество работы учителей, я про стены. Вот, «про стены» мы пока проигрываем, поэтому будем брать чем-то другим. Наверное, и убеждать в том, что образование не виртуальная история, она требует поддержки инфраструктурной.

Это все дорого, но это надо делать, потому что иначе престиж образования, престиж работы учителя и преподавателей высшей школы, наверное, будет очень сложно объяснять. И это еще повод для того, чтобы наши школьники ярославские не уезжали куда-то, понимали, что здесь их дом. И здесь они могут получить все совершенно необходимое – не только знания, но еще и необходимый комфорт, и безопасность, и возможности дополнительные.

Вот, мне кажется, эта проблема существует. Я понимаю, что она носит сейчас риторический характер. У нас много и других задач, но ее нельзя упускать. Все, что можно сделать для школ, надо сделать.

Александр Лебедев:

– Потому что сегодняшние школьники – это следующее поколение россиян. И от нас всех зависит, каким оно будет, каким будет будущее.

Реклама

Александр Русаков: 

– Безусловно. И то, что в Ярославской области школы строятся, это замечательно и хорошо. Я еще и про центр города. Здесь очень сильные школы, здесь очень сильный преподавательский состав. Я надеюсь, что здесь можно не радикально, но хотя бы сделать какие-то шаги. Вот реально выдающиеся – и школы, которые есть у нас, академические школы и многие другие.

Александр Лебедев: 

– Спасибо, Александр Ильич. Будем надеяться, что и с Вашим участием, с Вашей помощью эти вопросы постепенно будут решаться.  

Реклама
Реклама