Подписывайтесь:

Главное

Главный педиатр Ярославской области Марина Писарева рассказала, какие факторы влияют на детское здоровье

Опубликовано:

от

Главный педиатр Ярославской области Марина Писарева рассказала, какие факторы влияют на детское здоровье

5-11 июня Неделя сохранения здоровья детей.

Дети и подростки – самые уязвимые члены любого общества. Их благополучие, физическое и психологическое здоровье зависят от взрослых. То, насколько правильно организован быт и уклад в семье, педагогические программы в детском саду, а затем и в школе, напрямую влияет на формирование у ребёнка здоровой картины мира, привычек и поведенческих стратегий.
О том, какие факторы влияют на детское здоровье на разных этапах его становления, на что стоит обратить внимание родителям, педагогам и медицинским специалистам, рассказала главный педиатр Ярославской области Марина Писарева.

«Прогулки, сбалансированное питание, режим дня, положительный эмоциональный фон в семье – неотъемлемые составляющие гармоничного развития ребёнка»: главный педиатр Ярославской области Марина Писарева о факторах, влияющих на детское здоровье  
 Перед педиатрической службой страны и региона в частности стоят важнейшие задачи по развитию профилактического направления в педиатрии, формированию приверженности к здоровому образу жизни, развитию ранней диагностики (пренатальная диагностика, неонатальный скрининг, профилактические осмотры), расширению национального и регионального календаря профилактических прививок, развитию реабилитационной и паллиативной помощи и, как результат, – повышению качества и эффективности помощи детям и повышению квалификации кадров. Марина Владимировна, расскажите, что подразумевается под понятием «детское здоровье»?

– Здоровье ребенка – это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармонического единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных компенсаторных реакций в процессе роста и развития, а также наличие комплекса факторов и условий для оптимального последующего развития. Это определение было дано еще основоположником экологической педиатрии в нашей стране, доктором медицинских наук, профессором, академиком РАМН, директором Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии Ю.Е.Вельтищевым в 1994 году и советским, российским педиатром, доктором медицинских наук и профессором И.М.Воронцовым. 

– Как можно определить, что с ребёнком что-то не так?
– Для оценки состояния здоровья крайне важным является оценка адаптационных возможностей организма ребенка, то, как он адаптируется, приспосабливается к изменяющимся микросоциальным условиям, например, поступлению в детский сад и школу. К значимым показателям оценки поведения  относятся 
– Эмоциональное состояние (для детей 1-го года жизни)
• Настроение (для детей раннего и дошкольного возраста)
• Засыпание
• Сон (дневной и ночной)
• Аппетит и пищевое поведение
• Характер бодрствования
• Взаимоотношения со взрослыми
• Взаимоотношения с детьми
• Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы)
• Индивидуальные особенности
Если у ребёнка наблюдаются отклонения в поведении по 4-5 показателям, такой малыш относится к группе высокого риска и ему требуется повышенное внимание и со стороны родителей, и со стороны медиков. 
– После прохождения медицинских  обследований ребёнка относят к той или иной группе здоровья. Что они значат? 
– I группа состояния здоровья – здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
II группа состояния здоровья – несовершеннолетние:
• у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
• реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
• с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
• часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
• с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

Реклама

III группа состояния здоровья – несовершеннолетние:

• страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
• с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;

IV группа состояния здоровья – несовершеннолетние:
• страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
• с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
• с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;

V группа состояния здоровья – несовершеннолетние:
• страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
• с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
• дети-инвалиды относятся к 5 группе здоровья. 
– От чего зависит, здоровым или болеющим будет ребёнок?
– Среди факторов, влияющих на формирование здоровья, 20% составляет влияние внешней среды, 20% – наследственность, 50% – это образ жизни, и только 10% – это медицинское воздействие. При этом наследственность рассматривается как предпосылка, а среда и воспитание – как условия развития человека. Важнейшую роль в формировании здоровья ребенка и развития гармоничной личности играет семья. 
Питание, движение и закаливание – ведущая триада, которая в значительной степени определяет состояние здоровья подрастающего поколения.

• Наследственность рассматривается как предпосылка, а среда и воспитание – как условия развития человека.
– Двигательная активность в режиме дня («днем дети растут в движении», «ночью дети растут во сне»), 
– положительное эмоциональное состояние (активное восприятие окружающего мира) 
– активное участие взрослого (совместно разделенная деятельность взрослого и ребенка) – это 3 момента, способствующих нормальному развитию, иначе наступает задержка в развитии на фоне сбалансированного питания! До 3-х лет ничего полезного от своего сверстника ребенок взять не может.

Реклама

– Что негативно влияет на здоровье ребёнка? 
– К социально-гигиеническим факторам риска относятся 

• Недостаточная или избыточная двигательная активность
• Нарушения режима дня и учебно-воспитательного процесса
• Нарушения гигиенических требований к условиям игровой, учебной и трудовой деятельности
• Недостатки в организации питания
• Отсутствие гигиенических навыков, наличие вредных привычек
• Неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе

– Ещё один весомый фактор риска для детского здоровья – гаджеты. Родители понимают, что время пребывания чада за компьютером, телефоном и телевизором нужно минимизировать. О каких временных рамках идёт речь?

– Для детей до 7 лет продолжительность просмотра телевизора или работы на компьютере не должна превышать 40 минут в день. В новых федеральных государственных общеобразовательных стандартах законодательно закреплено широкое использование компьютерной техники, начиная с первого года обучения в школе. Интересной является идея, что мультимедийный контент может быть адаптирован под тип нервной системы ребенка, то есть для ребенка с высокой подвижностью нервных процессов могут более подходить одни задания, а для детей с низкой другие (термин ДОТ – дифференцированное обучение по типу темперамента).

Также интересен доминирующий тип сенсорной системы – для визуалов может быть актуальна графическая информация, для аудиалов – сопутствующая звуковая информация.

Реклама

Источник: департамент здравоохранения Ярославской области 

Реклама