Подписывайтесь:

Культура

На камерной сцене Волковского поставили комедию о мужской дружбе

Опубликовано:

от

На камерной сцене Волковского поставили комедию о мужской дружбе

Жили-были три товарища, неразлучные, как Атос, Портос и Арамис в романе Александра Дюма. Они не просто своей компанией весело проводили время и общались по-приятельски, но и действительно крепко сдружились, съели вместе не один пуд соли, делились радостями и печалями, горой вставали друг за дружку. Но однажды им в руки упало яблоко раздора, заставившее посмотреть на привычное по-иному.

Готовы ли мы жертвовать свободой личности ради близкого человека и на каких условиях можем принять то, что раньше категорически отвергали – об этом размышляют создатели спектакля «Белый квадрат» (16+) в театре имени Волкова.

Для ярославца Алексея Белякова, окончившего факультет русской филологии и культуры ЯГПУ имени Ушинского, а затем ВГИК по специальности режиссура мультимедиа-программ, это первый опыт постановки пьесы на сцене театра.

– Сначала в рамках Театральной лаборатории «Крупный план», которая проходила в Волковском, мне дали попробовать – поставить кусочек спектакля длительностью 15 минут. Результат впечатлил, и я получил возможность завершить работу над материалом, – рассказывает Алексей.

И вот на сцене пьеса о мужской дружбе, в которой сквозит лирическая тема одиночества. Начало спектакля задает тон всему сценическому повествованию: три друга юности празднуют день рождения. Они от души дурачатся, надевают шутовские колпаки, устраивают шуточные розыгрыши, не обижаются, если кого-то ткнут носом в торт. Им нравится играть в клоунов, веселиться, паясничать – это их внутреннее пространство, где им вполне комфортно вместе и куда они не допускают чужаков. В публичной своей жизни они совсем другие. И вдруг в одночасье все меняется. «Цирк» прорывается наружу, и неожиданно оказывается совсем не таким забавным, как раньше представлялось.

Реклама

Марк, Серж и Иван – герои премьерного спектакля «Белый квадрат», поставленного по пьесе современного французского драматурга Ясмины Реза, в отличие от олицетворяющих отчаянную храбрость и благородство мушкетеров, никого не вызывают на дуэль, не распутывают клубок коварных интриг, не ищут приключений на свою голову. Эти законопослушные французы ведут жизнь добропорядочных представителей среднего класса, и, пожалуй, единственное, что роднит их с героями Александра Дюма, – это настоящая, проверенная временем дружба. Девиз мушкетеров XVII столетия «Один за всех и все за одного!» как нельзя лучше отражает и жизненную установку наших современников. Но представлявшееся нерушимым, как скала, мужское братство дает сбой. Самое обидное, что причина, на первый взгляд, совершенно пустяковая. Что же поссорило «мушкетеров»? Всего лишь кусок холста размером метр восемьдесят на метр шестьдесят…

– Представительницы прекрасного пола в жизни наших героев присутствуют, но они остаются за кадром. Зато камнем преткновения и яблоком раздора между тремя мужчинами становится воплощающая в себе женское начало… картина. Мужская дружба дает трещину. Выдержит ли она это испытание – не буду раскрывать секрет, – улыбается Алексей Беляков.

Актеры – Олег Павлов, Андрей Зубков, Николай Кудымов – создали яркие, характерные, органичные образы, вызывающие в памяти героев Гоголя и Чехова, и практически каждый зритель может мысленно представить в этой роли себя, своих знакомых, соседей, коллег. В конце спектакля ответ на вопрос, как вопреки обстоятельствам сохранить столь ценную сегодня теплоту отношений, все-таки дан. Парадоксальный, неожиданный, но позволяющий весь накопившийся негатив обратить в свою полную противоположность. Дружба в квадрате – чем не хеппи-энд?! Причем квадрат при ближайшем рассмотрении кому-то представится бесконечной снежной равниной, над которой метет метель, кому-то – экраном с мелькающими на нем кинокадрами. Всего и надо: включить воображение и почувствовать себя немного волшебником.

И все же эта комедия оставляет послевкусие печали. Понимаешь: осознание «инаковости» (отличия, непохожести) способно разобщить людей, привести их в противоборствующие лагеря, рассорить бывших друзей, что, собственно, сегодня на наших глазах нередко и происходит. И если такой мощный эмоциональный выплеск спровоцировали всего лишь разные подходы к современному искусству, то чем чреваты противоречия в сферах более чувствительных, касающихся мировоззрения, языка, идентичности? Впрочем, эти мысли приходят уже после спектакля, а во время него с интересом следишь за острой коллизией и искренне сопереживаешь героям. 

– Тема спектакля мне близка, – признается исполнитель одной из центральных ролей Олег Павлов. – Мы начинаем дружить с детства, но сохранять добрые отношения в течение долгих лет удается далеко не всегда. И что греха таить, у всех у нас есть опыт конфликтов, ссор, доходящих до драки. И здесь главное: правильно расставить приоритеты. Нужно понимать, что доброта, дружелюбие, уважение и любовь к ближнему – это наивысшая ценность нашей жизни, ради которой можно пожертвовать чем-то менее важным – современным искусством, в частности. Доброе отношение друг к другу – это залог счастья.

Реклама
Реклама