Подписывайтесь:

Культура

Наследие Петра I в XXI веке: Ярославская мануфактура в этом году отметила 300-летие

Опубликовано:

от

Наследие Петра I в XXI веке: Ярославская мануфактура в этом году отметила 300-летие

В этом году Ярославской Большой мануфактуре исполнилось 300 лет. Некогда она образовала агломерацию вокруг своего производства и считалась одним крупнейших предприятий Российской Империи. Об истории мануфактуры рассказала Юлия Кривцова, основательница и директор культурного пространства и музея Textil..

– Почему было необходимо строительство мануфактуры?

– Мануфактура в Ярославле была основана в ответ на государственный запрос Петра I. Для флота и армии нужны были паруса, палатки – широкие полотна. Было важно не покупать эти ткани в Европе, а научиться производить в России. Поэтому в июне 1722 года Петр I издает указ об основании текстильного и бумажного предприятия в Ярославле, а ярославские купцы Затрапезновы вместе с голландцем Иваном Тамесом берутся за ее строительство и запуск производства. До этого Иван Затрапезнов и еще трое компаньонов из Ярославля изучали полотняное дело в Голландии.

– А для чего понадобились искусственно вырытые пруды нынешнего Петропавловского парка?

– Земли здесь очень болотистые, система искусственно вырытых прудов позволила осушить территорию. Вода прудов использовалась для водяных мельниц, которые давали энергию фабрике. Но в первую очередь вода нужна для производства ткани: именно в воде вымачивают, отбеливают, шлихтуют (Прим.: пропитывать клеем – шлихтой) полотна.

– Верно ли, что мануфактура была перенесена ближе к Которосли?

– В XIX веке новые владельцы Ярославской Большой мануфактуры московские купцы Карзинкины принимают решение о переносе производства на берег Которосли, туда, где прежде стояла бумажная фабрика Затрапезновых. Переезд на берег реки был связан с тем, что Карзинкины планировали заниматься хлопчатобумажным производством. Кипы с американским, египетским хлопком можно было доставить только водным путем. По Которосли к фабрике приплывали баржи с хлопком, а уезжали с пряжей и тканью.

– Когда возник фабричный городок? Была ли идея строить больницы и школы для рабочих передовой для того времени?

– Почти сразу паралелльно с производством разворачивается строительство фабричного двора для рабочих. Территория была очень продумана: от фабрики шли жилые корпуса, где жили рабочие с семьями, и выходили к Рабочему саду, где для рабочих предлагался определенный досуг.

Городок вмещал в себя пространство всей жизни человека – от колыбельни до богадельни – и был совершенно передовым для своего времени. Не случайно на Всемирной выставке в Париже Карзинкины и директор ЯБМ Алексей Грязнов получают награды не только за продукцию, но и за устройство фабричного города.

– Поддержали ли рабочие мануфактуры революции 1917 года?

– Ответить на этот вопрос однозначно сложно. Февральская была отчасти поддержана и Карзинкиными, а Октябрьская привела к национализации и кризису на фабрике. Среди рабочих были профессиональные революционеры, кто особенно и не стремился закрепиться на производстве.

В 1922 году фабрику переименовали в «Красный Перекоп» в честь победы Красной армии над белогвардейцами на Перекопском перешейке в Крыму.

– Изменилась ли концепция городка с приходом советской власти?

– Хороший вопрос, насколько изменилось устройство городка в советское время. Несмотря на то, что фабрика стала государственной собственностью, она сохранила роль патрона всей территории района, поэтому строила жилье, обустраивала парки, организовывала досуг и образование, открывала детские летние лагеря и профилактории для взрослых.

– Каково ваше мнение относительно современного состояния мануфактуры и городка?

– Сейчас фабричный район переживает непростое время. У фабрики в муниципалитет города забрали почти все объекты социальной инфраструктуры. И если это не повлияло критично на работу Дома культуры или библиотеки, то для жилых корпусов, дома иностранных специалистов, части белого корпуса это стало губительным. Здания расселили и не законсервировали, они стоят без крыш. Жители ждут их сноса, предприниматели не готовы выкупить даже за рубль.

Сегодня фабрика перестала быть центром района и представляет собой фрагментированную среду с арендаторами и все еще работающим текстильным производством.

В то же время есть и положительные изменения. В районе идет новое строительство, сюда из-за близости к центру переезжают молодые семьи. У администрации фабрики большие планы по ревитализации территории и есть желание не только всеми силами сохранить производство, но и создавать новую среду для жителей и предпринимателей, как это делали Затрапезновы и Карзинкины столетия назад. 

Мы же пробуждаем интерес к фабрике, ее истории и территории у местных жителей, туристов благодаря экскурсиям, спектаклям, маршрутным прогулкам. Есть много разных способов открывать этот район, делать территорию и память местных старожилов значимыми для Ярославля.

Фото Анастасии Елкиной и из архива «Ярославского региона»

Реклама

2012—2024 © Сетевое издание «ТВИТРЕГИОН».
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер Эл № ФС77-84745 от 17.02.2023. Главный редактор: Сергиенко М.В., Учредитель: ООО «Омега». 18+

При цитировании материалов гиперссылка на www.twitregion.ru обязательна!
Редакция: 150046, г. Ярославль, ул. Титова, д. 21,
+7 (903) 824-95-90, e-mail: twitregion@yandex.ru