Подписывайтесь:

Культура

О двух Венециях: с восторгом и любовью. Экспозиция в Ярославле рассказала о связи России и Италии

Опубликовано:

от

О двух Венециях: с восторгом и любовью. Экспозиция в Ярославле рассказала о связи России и Италии

Ярким событием стало открытие выставки «Bella Italia» (0+).

Москва – третий Рим. Петербург – северная Венеция. Связи между Россией и Италией давние, они имеют свою историю и глубокие корни. Каждый творческий человек ощущает их по-своему, для каждого они имеют особый смысл. Об этом рассказывает удивительная экспозиция, развернутая в центральном зале Союза художников.

Катерина Тарасова, Сергей Яргин, Игорь Сакуров и его супруга Ольга Терпугова, фотохудожник Алексей Бородин и их коллеги и единомышленники подарили зрителям удивительную выставку, вдохновленные историей, архитектурой, живописью, музыкой, киноискусством Италии.

Почему эта страна находит такой отклик в душе наших соотечественников? – задались они вопросом. – Возможно, потому, что сердце итальянца так же открыто и эмоционально, как и русского человека. И в нашу длинную зиму и пронзительно короткое лето так хочется тепла и красок. А еще мы с детства соприкасаемся с этой страной: смотрим итальянские фильмы, слушаем музыку, изучаем Древний Рим. Даже Московский Кремль строили итальянские мастера, а в каждом провинциальном городе имеется хотя бы один дворец культуры в палладианском стиле.

На выставке все пронизано эмоциями. Экспозиционер Ирина Серова – настоящий режиссер пространства – создала особый мир, в котором картины и авторские куклы ярославских мастеров словно оживают. Вот плывут в гондоле юные и восторженные Отелло и Дездемона, наслаждаясь обществом друг друга, безмятежной минутой покоя и созерцанием любимого человека. Это подлинный шедевр мастера авторской куклы Катерины Тарасовой из коллекции «Моя Италия».

А рядом еще одна ее работа: небесная покровительница искусницы – святая Екатерина. Она запечатлена в образе с упоением читающей интересную книгу нежной и впечатлительной девочки. Невзгоды юной чтицы – где-то далеко-далеко за жизненным горизонтом.

Авторская кукла «Джорджио» – отрок, к ногам которого, как собачка, ластится дракончик с пытливыми и добрыми глазами. Вспыхивает надежда: если в этой альтернативной вселенной змей укрощен, возможно, и судьба Георгия Победоносца окажется более счастливой?

Катерина Тарасова сказала, что для нее и ее партнеров по проекту Италия – это не только солнце, море, вкусная еда, но и огромный пласт мировой культуры.

Сегодня из-за пандемии нельзя поехать в Италию, но можно воссоздать ее здесь в ярких, узнаваемых образах. Или найти перекличку с ней в городе на Неве. В проекте «Северная Венеция», включающем фотографии, кукол, костюм и другие арт-объекты, Катерина вместе с фотографом Алексеем Бородиным подчеркнула, насколько похожи и близки прославленный итальянский город и Санкт-Петербург.

Мастер-кукольник Сергей Яргин представил коллекцию «Играем классику на подмостках Комедии Дель Арте». 

Дарья Романова (Шеломкова), известный художник-каллиграф и также участник нашей выставки, пишет: «Я подошла к Италии как к колыбели европейской письменной культуры, которую изучаю сама с пером в руке и делюсь с учениками. Это удивительный мир почерков и «красивого письма» – каллиграфии. Римское монументальное письмо – это вершина эволюции формы буквы. Расцвет антиквы спустя века уже в эпоху Возрождения, с циркулем и линейкой, а также в печатной литере, породил огромное количество прекрасных шрифтов, которыми мы пользуемся сейчас. Прекрасное гуманистическое письмо, итальянский курсив и его разновидности – все это и не только – очень интересный и полезный материал для изучения мировой истории и нашей общеевропейской письменной традиции».

Вдохновителями проекта стали художник Игорь Сакуров и его супруга Ольга Терпугова. Мастер кисти представил городские пейзажи итальянских городов, живописные портреты из серии «Дамы и маски», иллюстрации к книгам об Италии и цикл «Модель в интерьере».

А Ольга Терпугова обратила внимание на то, что Венеция, которой в этом году исполняется 1600 лет, своей историей доказывает, какую волшебную, поистине чудодейственную силу имеет любовь горожан к своим родным местам. Тяжкий труд, упорство, железная воля и вера в лучшее будущее – без этого не построишь город на болоте и уж тем более не превратишь его в жемчужину мировой архитектуры.

– Она возникла в пятом веке нашей эры, в тяжкую годину, когда итальянские племена венетов бежали от нашествия пришедших из Центральной Азии кочевников-гуннов в абсолютно не приспособленные для жизни болота Адриатического побережья Апеннинского полуострова. Эта местность была страшнее и смертоноснее болот, на которых много веков спустя российский император Петр Великий построил Петербург. В трясину вбивали 12-метровые сваи, на них укладывали платформы из бревен лиственницы и дуба, а сверху заливали фундамент. Совсем по-другому смотришь на все эти дворцы, когда знаешь, что под ними болота, – рассказывает Ольга Терпугова.

Так что выставка – еще и ода людям, которые не ждали милости от природы, а неустанно трудились, чтобы сделать ее своим союзником. 

Реклама