Подписывайтесь:

Культура

От Петипа до Цискаридзе: как в Ярославле готовят артистов балета

Опубликовано:

от

От Петипа до Цискаридзе: как в Ярославле готовят артистов балета

Ярославль – родина первого русского театра, «современный русский Голливуд», город серьезной вокальной школы…

Но, оказывается – еще и великого русского балета! О том, как в наших краях работали труппы под руководством всемирно признанных гениев танца и как сегодня идет подготовка артистов, в свои 11 лет поступающих в Вагановское училище к Николаю Цискаридзе, мы узнали у семьи Андрея и Елены Глебовых, преподавателей Детской школы искусств имени Собинова.

С Перекопа – в «Вагановку»

Глебовы вместе с дочкой Анастасией переехали в Ярославль из Ташкента в 2005 году. С тех пор благодаря этой семье в городе на Волге успешно развивается школа классического балета – именно в плане подготовки талантливых детей. И после обучения у Глебовых в ДШИ им. Собинова – как первой ступени профессионального обучения – ребята поступают в самые престижные учебные заведения, где готовят будущих балетных звезд.

– Например, в августе минувшего 2020 года наш ученик Всеслав Зеленков поступил учиться на специальность «Артист балета» в знаменитую на весь мир Академию балета имени Вагановой, которую возглавляет Николай Цискаридзе, – рассказывает Андрей Глебов. – При поступлении Всеславу пришлось конкурировать более чем с сорока талантливыми учениками со всей России. Более того, наш Всеслав параллельно поступил и в Калининградский филиал Московской государственной академии хореографии (МГАХ), и в Пермское хореографическое училище. При этом ему сейчас 12 лет, а при поступлении и вовсе было 11.

Конечно, такой результат – не случайность. Талантливый мальчик с пятилетнего возраста занимался у Андрея, Елены и Анастасии Глебовых в классе хореографии, с семи лет самостоятельно ездил на занятия в центр Ярославля с Красного Перекопа, где жил с мамой и папой. Так что уровень мотивации, трудолюбия и силы воли ребенка сразу понятен.

– Всеслав – он действительно очень настойчивый, упорный в достижении своих целей, – рассказала мама юного танцовщика Елена Тетерина. – Он счастлив, что поступил в Академию балета имени Вагановой, принимает условия жизни в интернате, постоянно занимается, тренирует технику под руководством опытных наставников. Конечно, наша семья очень благодарна ярославским педагогам за то, что достойно подготовили нашего сына к поступлению, что сейчас он чувствует себя на своем месте.

Но ученики ДШИ имени  Л.В. Собинова из класса хореографии Глебовых не в первый раз поступают в профессиональные учебные заведения в области балета. В 2017 году студентом МГАХ стал Вячеслав Бедарев, он тоже поступил туда в 11-летнем возрасте.

И мир посмотреть, и себя показать

– Оба ученика предварительно были замечены и отмечены в образовательном центре «Сириус» в Сочи, где с ними работали известнейшие педагоги из МГАХ, – рассказывает Андрей Глебов. – И мы счастливы, что нам удается вывозить наших ребят на эти профильные и образовательные смены. Что важно для детей и особенно для их родителей – поездки и обучение полностью оплачивает Фонд «Талант и Успех», созданный по инициативе Президента России.

Андрей, Елена и Настя рассказывают о своей сложнейшей педагогической работе с большой любовью и увлеченностью – но и юмора, и важных житейских наблюдений им не занимать.

– Вы знаете, нам неизбежно приходится сталкиваться в той или иной форме с некоторым общественным предубеждением по поводу мальчиков, которые профессионально занимаются балетом, – рассказывает Андрей Глебов. – Мол, «не пацанское» это дело, не настоящее мужское занятие. Но так могут думать только люди, не представляющие, сколько сил и труда требует подготовка в этом виде искусства. Простой пример: в том же «Сириусе» мы показали фрагмент нашей репетиции ребятам-хоккеистам. Так они потом стоя нашим мальчишкам аплодировали! Потому что своими глазами увидели, какие там силовые нагрузки, а главное – какой результат. Когда танцовщик на одной вытянутой руке несет свою партнершу и делает это красиво, – понятно, что это требует изнурительных тренировок.

Одно их важных достижений Глебовых – постановка балета «Щелкунчик». Балет на 45 минут с авторской сценографией и либретто был поставлен в 2015 году, и с тех пор состав артистов, конечно, меняется – ребята вырастают, приходят новые. Но именно «Щелкунчик» учеников ярославской ДШИ им. Собинова, поставленный при поддержке руководства школы, особенно – безвременно ушедшей из жизни в сентябре 2020 года Светланы Дильмухаметовой, вызывал настоящий восторг на недавних, еще «докоронавирусных» показах в России, во Франции, Финляндии…

– Благодаря поддержке Светланы Гумеровны, пониманию и содействию городской, областной и федеральной власти наши ребята смогли побывать на фестивалях, на гастролях во французской Тулузе, в финском Ювяскюле, – рассказывает Елена Глебова. – Это очень важно для будущих артистов, профессионалов балета – такие события, встречи, возможность увидеть разную публику, оценить ее реакцию, пообщаться в профессиональном сообществе, познакомиться с мастерами, лучшими в мире преподавателями… И мы надеемся, что вскоре ход событий вернется в прежнее русло, и мы вновь сможем отправлять наших учеников и в «Сириус», и на зарубежные гастроли. Сейчас мы, конечно, тоже времени зря не теряем, готовим новую постановку – балет-миниатюру «Пер Гюнт».

История с географией и хореографией

Интересно, что Анастасия, дочь Андрея и Елены Глебовых, не только помогает родителям в подготовке учеников. После окончания исторического факультета нашего Демидовского университета, постоянно обучаясь в МГАХ, она занимается серьезными исследованиями истории ярославского балета. И одна из опубликованных научных работ Анастасии посвящена, например, Мариусу Петипа на сцене Рыбинского театра.

– История Рыбинского театра начинается еще в 18 веке, и если покопаться в источниках, можно найти очень много интересного о том, кто там выступал, кто работал, ставил спектакли, – улыбается Настя. – Например, в работе исследователя Н.М. Севера говорится о том, что в Рыбинске во второй половине 19 века старший сын великого Мариуса Ивановича Петипа – Мариус Мариусович – прослужил три сезона на сцене местного театра, а затем «перешел на императорскую сцену, сразу же заняв в ней первое положение». А незадолго до этого, в середине 19 века, в том же театре на протяжении 10 лет существовала балетная труппа из французских актеров. Поэтому, опираясь на сей факт, сейчас можно говорить о том, что Ярославская область претендует на статус родины первой в России провинциальной балетной труппы.

А в Ярославле, согласно исследованиям Анастасии Глебовой, еще в тридцатых годах прошлого века на сцене Ярославской филармонии успешно работал ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева – того самого, известного на весь мир балетмейстера! Являлся ли тот коллектив предшественником известного сейчас на весь мир ансамбля танца Игоря Моисеева? Это требует дальнейших исследований.

Но если возвратиться к корням самой балетной семьи Глебовых, то обнаруживается действительно интересная история с географией. И хореографией, и даже с физикой.

– Все просто – я ученик своего учителя, – рассказывает Андрей Глебов.  – В Ташкенте был известный танцевальный коллектив при Совете профсоюзов Узбекистана. Сорок лет им руководил талантливый хореограф Ислам Исмаилов. В Советском Союзе наш ансамбль был очень популярен. В Узбекистане он участвовал почти во всех правительственных концертах. Например, Исмаилов ставил детский номер на открытие Фестиваля молодежи и студентов в Москве в 85-м году, открытие и закрытие малых Олимпийских игр в Сирии. Кстати, в Советском Союзе школа Исмаилова причислялась к эстрадным танцам. Только несколько лет назад на одном из танцевальных конкурсов мы с женой узнали от солиста ансамбля Игоря Моисеева, что наше направление называется деми-классика и на конкурсах классического танца выделяется в отдельную номинацию. 

Андрей Глебов пришел в коллектив Исмаилова в 1972-м, ему было девять лет.

– Возможно, на любовь к танцам, к сцене повлияло и то, что одно время моя семья жила в бараках во дворе здания театра оперетты. По вечерам, после окончания представления, вся жизнь актеров переносилась во двор. Это Ташкент – солнце, жара. Во дворе и ели, и пели, и танцевали, – делится воспоминаниями Глебов.

А вот Елена – уроженка Рыбинска!

– Елену я сам привел в ансамбль, – рассказывает наш собеседник. – Когда мы познакомились, ей было семнадцать лет, она приехала в Ташкент поступать на модельера-конструктора. В таком возрасте уже поздно начинать заниматься танцами, но у нее получилось стать прекрасной артисткой и педагогом. И я выбрал балет, оставив физику, поскольку после школы поступил в Ташкентский университет имени Ленина по специальности «физика», окончил его, стал кандидатом физико-математических наук, работал в НИИ. 

Однако балет оказался сильнее. С тех пор они всю жизнь занимаются только балетом, всей семьей. И счастливы, что, переехав в Россию, в Ярославль, нашли здесь понимание и содействие своему стремлению готовить детей для этой сложнейшей, но такой прекрасной профессии – артист балета. Великого русского балета, лучшего в мире – этого никто не оспорит!

Реклама