Подписывайтесь:

Культура

В Ярославле открылась выставка, посвященная знаменитому художнику, фотографу и кинематографисту

Опубликовано:

от

В Ярославле открылась выставка, посвященная знаменитому художнику, фотографу и кинематографисту

Художник, фотограф, кинематографист – эти три ипостаси Петра Мосягина, представителя одной из знаменитых ярославских купеческих династий, сейчас можно увидеть на выставке в Ярославле.

По примеру многих родовых кланов, где деды и отцы сумели не только заработать, но и приумножить начальный капитал торговлей, искусство стало делом молодых поколений. Правда, эти новые художники, поэты, писатели, не попавшие в первую волну эмиграции, почти полностью были истреблены революцией 1917 года и дальнейшим русским двадцатым веком во всей его красе. Но Петру Мосягину повезло: из элиты дореволюционной он смог перейти в элиту советскую и умер в 1960 году в Москве заслуженным человеком, орденоносцем.

А родился он в 1888 году в Ярославле. Начальное образование сын богатого купца Василия Мосягина получил дома, затем два года учился в гимназии, посещал занятия в городских классах рисования. С начала 20 века эти классы устраивали ежегодные выставки. Помимо учеников в них принимали участие знаменитые художники – Илья Репин, Аполлинарий Васнецов и другие. Подготовка в классах рисования была серьезной, что позволило Мосягину в 1906 году поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1910 году он покинул его. Вернувшись в Ярославль, Петр Васильевич стал членом Ярославского художественного общества и экспонентом всех его выставок с 1910 по 1924 годы.

Но и технические новинки времени пришлись талантливому человеку ко двору: он стал известен как один из первых ярославских фотографов.

– Так, по поручению Ярославского губернского отдела народного просвещения Мосягин фотографировал жизнь детских колоний, – рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник ЯХМ Людмила Макарова. – А в 1919 году Петр Васильевич участвовал в съемках архитектурных памятников, пострадавших во время событий июля 1918 года. Эти фотографии стали документами, рассказывающими о трагической странице в истории Ярославля. Их значение было трудно переоценить при последующем восстановлении города.

Живописные работы Петра Мосягина, представленные на выставке, во многом познавательны для ярославцев, интересующихся историей и архитектурой «домятежного» периода.

Очень увлекательное занятие – рассматривать виды старого Ярославля, Ростова, Углича более чем столетней давности. А потом сопоставлять, что же сейчас здесь находится. Например, на картине «Толкучка», там, где Петр Васильевич изобразил оживленный городской рынок, место легко угадать по сохранившейся часовне Александра Невского. Можно также изучать прежнюю Богоявленскую площадь по картине «Церковь Рождества Богородицы. Вечер. Ярославль», представить себя «На Туговой горе» 104 года назад или заглянуть в «Сретенский пролом» той же поры.

– Петра Мосягина называли «певцом лунного света» – за его талант передавать чарующее свечение, очарование и спокойствие теплых летних вечеров на Волге, – отметила Людмила Макарова. – Это сразу можно понять, взглянув на полотно «Вечер на палубе парохода на Которосли».

На выставке впервые представлены все работы Мосягина – 21 картина – из собрания Ярославского художественного музея. Они поступили в дар от автора в 1923 году и от семьи художника в 1960-х. А встречает зрителя большой портрет самого Петра Васильевича в полный рост – вальяжного, красивого молодого человека, написанный в 1914 году его старшим товарищем Михаилом Владыкиным.

Третьей страстью художника, фотографа стал кинематограф. Кинофабрика в Ярославле, основанная предпринимателем Григорием Либкеном, действовала в 1913-1917 годах. Мосягин даже работал художником в масштабной исторической постановке Либкена «Стенька Разин». В этом богато костюмированном фильме в массовке было занято около тысячи человек! В Ярославле Мосягин снял как оператор более пятидесяти картин. Но большинство из них погибли во время пожара на киностудии в июле 1918 года. В 1923 году Петр Васильевич уехал в Москву, где оставил занятие живописью и полностью посвятил себя кино.

В столице талантливый и деятельный ярославец окончил киношколу (впоследствии ВГИК) и работал на разных киностудиях. Позднее он участвовал в съемках различных художественных фильмов, преимущественно немых. Некоторые из них – «Кинокарьера звонаря» (1927), «Соперницы» (1929), «Пастух и царь» (1935) – демонстрируются непосредственно на выставке в ЯХМ, в режиме нон-стоп.

Во время Великой Отечественной войны Мосягин работал режиссером-документалистом на московской киностудии «Воентехфильм». Фронтовые киногруппы снимали материал для регулярных выпусков кинохроники о жизни тыла и событиях на фронте, создавали учебные фильмы для бойцов различных военных специальностей, врачей военно-полевых госпиталей. В апреле 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Петр Мосягин был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Фото «Ярославского региона»

Реклама