Мы в сетях:

Привет, что будем искать?

Культура

В Ярославле представили отреставрированные иконы первой посадской церкви

«Сошедшие с небес» (0+) – так называется выставка в Спасо-Преображенском соборе Ярославского музея-заповедника. Здесь выставлены после реставрации иконы из церкви Николы Надеина. Они необычны по технике исполнения, удивительна их история, а еще они связаны с загадкой из славного театрального прошлого Ярославля.

В следующем году мы будем отмечать 400-летие возведения церкви Николая Чудотворца Надеинской – одной из жемчужин ярославского зодчества. Строительство ее было завершено в 1622 году.

Сегодня это музейный храм, один из пяти, находящихся в Ярославле вне стен Спасо-Преображенского монастыря. Готовясь к знаменательной дате, специалисты Ярославского музея-заповедника отреставрировали иконостас этого храма. Работы завершены, и прежде чем иконы займут свое место, их решили показать ярославцам.

– В храме они находятся на высоте до 14 метров, и разглядеть их в деталях очень трудно. Поэтому мы и организовали выставку, на которой можно увидеть эти уникальные исторические реликвии, с которыми связано немало загадок и легенд, – рассказывает заместитель директора Ярославского музея-заповедника Светлана Блажевская.

Церковь Николы Надеина – гордость Ярославля. Один из первых возведенных в России после страшной и разрушительной Смуты храмов, воплощающий в себе надежду на скорое возрождение государства. Причем в Ярославском городском посаде он был первым каменным. Деньги на постройку дал «олигарх» того времени – государев гость, купец Епифаний Светешников по прозвищу Надея. 

Заложенная им церковь современников восхитила. И заставила по-новому взглянуть на родной город. Сегодня бы сказали: произошла перезагрузка общественного сознания и архитектурной традиции. С этого времени поражающие воображение каменные храмы в городских слободах начали возводиться один за другим. Наши предки как будто соревновались между собой: какой приход превзойдет все другие великолепием, пышностью, красотой своей архитектурной доминанты. Это стало вопросом чести, престижа, самоутверждения и воплощения мечты. Позднее это время назвали золотым веком ярославского зодчества.

Николо-Надеинская церковь – это самый «театральный» храм Ярославля: смотришь на царские врата его, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря», – и видишь театральную сцену с занавесом над ней.

Театровед, ученый Маргарита Ваняшова провела исследование и доказала: интерьеры храма преображал вместе со своими единомышленниками и соратниками основатель первого русского театра Федор Волков.

– Он жил неподалеку от этого храма и был его прихожанином. Мы предполагаем, что его приемный отец Федор Полушкин оставил духовное завещание, поручив обновить иконостас церкви. И этот завет был выполнен, – рассказывает Светлана Блажевская.

Об исполнителях заказа нет документальных свидетельств. Но музейщики уверены: все работы сделали друзья и соратники Федора Волкова, его труппа.

– Вот на этой иконе значится: «писал Дамиан Галик». А мы доподлинно знаем, что под началом Федора Волкова состоял такой актер из посадских людей. Он вместе с ярославской труппой позднее уехал в Санкт-Петербург по приглашению Елизаветы Петровны. Правда, вскоре вернулся на малую родину – видно, дела у него в столице не задались, – говорит Светлана Евгеньевна.

Скорее всего, не только Дамиан (или попросту Демьян) приложил руку к созданию этих произведений.

– Много веков назад театральные труппы были самодостаточны: они не только играли на подмостках, но и зачастую сами писали для себя пьесы, шили костюмы, изготавливали декорации. Мастера на все руки, они и здесь оказались на высоте, – подчеркивает Светлана Блажевская. – Богоматерь, апостолы – они на иконах как живые. Вместо аскетичности и сдержанности, характерных для ярославской школы иконописи, – море ярко выраженных эмоций, свободные позы и даже порой подчеркнутая «театральность» в выражении чувств. Много общего с «барочным» иконостасом Петропавловского собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Сама техника живописных произведений из ярославского храма свидетельствует, что их создавали непрофессиональные иконописцы.

– В иконописи используется пришедшее к нам из Византии темперное письмо: традиционная техника, при которой используют приготовленные на яичном желтке или смеси желтка с прокипяченным маслом краски. Темпера по левкасу хорошо держит сцепление с деревянной основой. Толстый слой грунта облегчает восстановление утраченных участков живописи. А здесь на липовых досках писали маслом. Грунт очень тонкий. Нашему реставратору Марине Михайловой пришлось приложить огромные усилия, чтобы вернуть иконам их былую красоту, – раскрывает профессиональный секрет Светлана Блажевская.

Среди апостолов – людей в возрасте, а то и вовсе глубоких старцев – выделяется полноватый молодой человек с круглым лицом и выразительными карими глазами. Это лицо памятно по портретам Федора Волкова. Неужели русский «Шекспир» изображен на иконе?

– Это не исключено: ведь все изображенные настолько индивидуальны, что наверняка имели своих прототипов. Вряд ли создатели этих произведений отправлялись в поисках натурщиков за тридевять земель. Скорее всего, они писали своих друзей, знакомых. Кстати, сходство Иоанна Богослова с Федором Волковым подмечают многие, – говорит Светлана Блажевская.

Но пока это из области даже не научных гипотез, а неразгаданных загадок. Кто подарил свой облик, черты лица другим апостолам – тоже неизвестно. Для историков, театроведов, искусствоведов – просто поле непаханое.

– Изначально мы снимали иконы, чтобы почистить и поставить обратно. Но потом поняли: ну нельзя их не показать людям. Просто преступление этого не сделать! В следующий раз их снимут с привычных мест точно не при нашей жизни! – делится эмоциями Светлана Блажевская.

Пять музейных храмов – церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Богоявления, Иоанна Предтечи – открыты для публики только летом. Для наших соотечественников, живших несколько веков назад, это было не только место отправления религиозного культа, молитвы. А еще и информационное поле, книга жизни. Храмы являлись источником радости, красоты, вдохновения. И помощи свыше, потому что уповать тогда можно было только на небесные силы.

В музее-заповеднике инициировали тематический лекторий о храмах Ярославля и привлекли к своей работе московских исследователей. В частности, в рамках этого проекта выступил заведующий сектором научно-методической работы Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Дионисий Денисов. Его научные изыскания ложатся на содержательную, но обещающую еще много удивительных открытий историческую канву. 

– У нас действительно город необыкновенный. Это богатство, это наследие предков, цену которого понимают, увы, не все, – полагает Светлана Блажевская.

– Я смог посетить эту выставку благодаря счастливому стечению обстоятельств: наш сын демобилизуется из воинской части в Шевелюхе, и мы всей семьей приехали его встречать. И, конечно же, мы еще раз отправились в ярославские музеи. Большая радость для нас – увидеть иконы, которые писали создатель первого русского театра и его друзья – артисты труппы, – отмечает один из первых посетителей экспозиции «Сошедшие с небес» москвич Дмитрий Симонов. 

2012—2020 © ТВИТРЕГИОН. 18+ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ, СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ СМИ ЭЛ № ФС 77 - 57257 ВЫДАНО РОСКОМНАДЗОРОМ 12.03.2014 150043, ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛ., Г. ЯРОСЛАВЛЬ, УЛ. РАДИЩЕВА, Д. 5А. ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: КУДРЯВЦЕВ В.Н. УЧРЕДИТЕЛЬ: ООО "ОМЕГА", ИНН 7604339303. TWITREGION@YANDEX.RU. ПЕРЕПЕЧАТКА МАТЕРИАЛОВ ЗАПРЕЩЕНА БЕЗ ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ. ПРИ ЦИТИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ, ГИПЕРССЫЛКА НА WWW.TWITREGION.RU ОБЯЗАТЕЛЬНА