Подписывайтесь:

Общество

Ярославским школьникам нужно подтянуть математику, физику и химию

Опубликовано:

от

Ярославским школьникам нужно подтянуть математику, физику и химию

Интервью Михаила Груздева, директора департамента образования Ярославской области, доктора педагогических наук.

– Михаил Вадимович, до нового учебного года остается несколько дней. Для Вас, в качестве директора департамента, это будет первый учебный год. С какими мыслями Вы его встречаете?

Прежде всего, не для красного словца, хочу сказать, что ощущаю огромную ответственность за дело, которое мне поручено, за коллективы образовательных учреждений. Последнее десятилетие ознаменовано целым рядом сложных образовательных реформ – изменялись принципы финансирования отрасли и системы оплаты труда педагогов, проходило становление новой системы оценки учебных достижений и многое другое. Изменения касались, прежде всего, сфер управления образованием. Вместе с тем, и педагогам, и родителям зачастую казалось, что собственно образовательный процесс отошел на второй план. Всем нам стоит задуматься над этим. Ресурс образовательных учреждений Ярославской области огромен, у наших школ есть очень ценный опыт и традиции. Ярославские педагоги достойны самого искреннего уважения.

Система образования – это та отрасль, с которой связаны судьбы абсолютного большинства жителей нашего региона. И, безусловно, все то, что происходит в системе образования, неизбежно затрагивает интересы большинства семей ярославцев.

На мой взгляд, очень важно сделать систему образования максимально открытой, восприимчивой к запросам детей и их родителей. Возможно, в чем-то ошибаются управленцы, директора учреждений и педагоги, но нет проблем в системе образования, которые нельзя было бы решить сообща.

У нас нет закрытых тем, нет закрытых строк в бюджете, любую тему можно обсуждать на уровне образовательного учреждения, системы образования в целом. В школах эффективной формой диалога с населением становятся управляющие советы. Департамент образования области начал работу «горячей линии» по телефону 31-43-45. Мы готовы обсуждать любые, в том числе и неудобные для нас, вопросы, потому что порой, бывают ситуации, которые обсуждаются родителями, педагогами, а мы порой просто не знаем этих болевых точек, но всегда готовы к взаимодействию.

– Не секрет, что о результатах работы системы образования в последнее время прежде всего судят по ЕГЭ. Каковы результаты нынешнего года?

По всем предметам результаты наших школьников на уровне не ниже среднероссийских показателей, а по информатике и истории – заметно выше. Безусловно это свидетельствует о высоком качестве работы наших педагогов.

По результатам обязательных предметов (математика и русский язык) лучшие результаты показали школьники из г. Ярославля, Тутаевского района, г. Переславля-Залесского, г. Рыбинска, Первомайского района.
Результаты ЕГЭ указывают нам на необходимость обратить внимание на подготовку школьников по математике, физике и химии.

В недалеком будущем к обязательным для сдачи экзаменов предметам (русскому языку и математике) добавится еще один – иностранный язык. Нам с вами необходимо готовиться к этому уже сегодня: ни для кого не секрет, что уровень владения иностранным языком большинства наших выпускников достаточно низкий.

– Что изменится в образовательном процессе в школах в новом учебном году?
Мы продолжаем поэтапный переход к новым образовательным стандартам. В прошлые годы на новые стандарты перешли первые и вторые классы, а с 1 сентября перейдут все третьеклассники и 30% пятиклассников. В 2014 году начнется поэтапный переход на новые стандарты и старшей школы.

Этот переход потребует от педагогов системной перестройки не только содержания образования, но и образовательных технологий, да и всего уклада школьной жизни. Образовательные результаты каждого школьника по новым стандартам представляют собой не просто освоение набора знаний, а умение решать ту или иную задачу по математике или химии. Педагог должен научить ребенка находить информацию, необходимую для решения той или иной профессиональной или жизненной ситуации, ориентироваться в большом количестве источников информации, анализировать эту информацию, делать выводы и главное – определять на этой основе стратегию собственного поведения, а в будущем – стратегию профессиональных действий. Такие результаты не могут быть обеспечены традиционной репродуктивной системой обучения, при которой ученик должен лишь воспроизводить рассказ учителя или материал учебника. К новым результатам работы педагога можно прийти лишь через организованную по-новому совместную деятельность ученика и учителя. Задача крайне сложная, но без ее решения школьное образование вряд ли можно будет назвать современным.

– Соответствуют ли наши школы новым требованиям?

За последние 2-3 года учебно-материальная база школ изменилась кардинально. Судите сами – для всех школ области в достаточном количестве закуплены новые компьютеры. Закуплены и продолжают закупаться новые типы учебного оборудования – интерактивные доски.

Постепенно школьные библиотеки становятся современными информационными ресурсными центрами для школьников. Мы практически полностью решили проблемы обеспеченности школ спортивным инвентарем.
Всего на оснащение, оборудование школ, приобретение школьных автобусов из средств областного и федерального бюджетов выделено в 2012 году – 574 млн. руб., в 2013 году – 326 млн. руб.

– Традиционно родителей беспокоит вопрос, сколько средств придется потратить на учебники?
В этом году впервые областного и федерального бюджетов будут удовлетворены все заявки на учебники, поступившие от школ области. На эти цели израсходован беспрецедентный объем средств – около 120 млн. рублей. В связи с переходом четвертых классов на новые образовательные стандарты в 2014 году централизованная закупка учебников для них запланирована на следующий год. Отмечу, что рабочие тетради не являются учебниками, централизовано мы их не закупаем. Решение об использовании рабочих тетрадей школами может приниматься только по согласованию с родителями.

– А каково состояние школьных зданий?

Хочу поделиться радостной новостью. На протяжении нескольких лет мы не открывали новых школ, а в этом году в селе Дмитриевском Даниловского района откроет свои двери ученикам новое школьное здание на 175 мест.
Летом у директоров очень жаркая пора, идут ремонты, причем особенность нынешнего года заключается в том, что на капитальные ремонты школ выделена крупная как никогда сумма – 68 млн. рублей – из федерального бюджета, 35 млн. – из регионального. Более 100 школ смогли сделать капитальный ремонт. Где-то это ремонт кровли, где-то – замена системы теплоснабжения, модернизация школьного пищеблока. Если говорить о текущих ремонтах, которые выполняются, в том числе с использованием и муниципальных средств, то всего более 400 млн. рублей было потрачено на эти цели.

Мы очень надеемся не снижать темпов работы и в будущем году.

– Очень активно в последнее время обсуждалась тема школьной формы. Действительно ли все школьники нашей области будут ходить в одинаковой форме?

Регионам дано право самостоятельно принять решение о том, какой будет школьная форма. Наше решение полностью соответствует поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина и заключается в том, что школьная форма должна отвечать деловому стилю одежды.

Это обязательное условие для школьной одежды во всех школах Ярославской области. А вот какой конкретно будет форма в каждой школе – должны решить управляющие советы после открытого обсуждения этого вопроса с родителями. Есть школы, которые действительно приняли решение об обязательном фасоне школьной одежды. В каких-то школах принято решение об оригинальных стилевых дополнениях к одежде – жилетки, шарфики, шевроны. В любом случае, родители и, прежде всего, сами школьники должны понять, что одежда для молодежного клуба, прогулки и школы не может быть одной и той же. При этом, даже семья, имеющая небольшие доходы, при покупке одежды должна сделать выбор в пользу моделей из однотонной темной ткани. Деловой стиль школьной формы, на мой взгляд, должен стать важным воспитательным фактором наших детей.

– Планируются ли новые проекты в сфере дополнительного образования детей?

С января 2013 года в области реализуется региональный проект «Ярославская математическая школа», в рамках которого создаются ресурсные центры во всех районах области, где до конца года будет заниматься более 1 000 школьников. С 2011 года реализуется региональный проект физкультурного комплекса ГТО, в котором участвуют более 60% школьников.

Я надеюсь, что ярославцы заметили в программе телеканала НТМ наш новый совместный телевизионный проект «Умники и умницы», который мы планируем продолжить и в следующем году. Планов очень много, но реализовать мы их сможем только все вместе – педагоги, родители, наши многочисленные социальные партнеры. Учебный год начинается. Работа предстоит большая.

Статья в газете «Комсомольская правда» от 22.08.13

Реклама