Подписывайтесь:

Главное

Итоги комплексной проверки деятельности органов и учреждений Ростовского муниципального района

Опубликовано:

от

Итоги комплексной проверки деятельности органов и учреждений Ростовского муниципального района

Рабочая группа, созданная по распоряжению губернатора Сергея Ястребова в связи со смертью несовершеннолетней девочки в с. Мосейцево, завершила комплексную проверку деятельности органов и учреждений Ростовского муниципального района по защите прав и законных интересов детей. Напомним, что в состав рабочей группы вошли представители:

• Прокуратуры Ярославской области (отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи);
• Управления Министерства внутренних дел России по Ярославской области (отдел организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних);
• Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области;
• Департамента образования, здравоохранения и фармации, труда и социальной поддержки населения Ярославской области;
• Управления по социальной и демографической политике;
• Ярославской епархии Русской православной церкви;
• Управления опеки и попечительства департамента образования мэрии города Ярославля.

Возглавила рабочую группу Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области Татьяна Степанова.

В ходе работы был проведен анализ деятельности:

• территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ростовского муниципального района и отдела, обеспечивающего её деятельность (отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав);
• отдела опеки и попечительства;
• органов управления социального обеспечения населения;
• образовательной организации, где обучались дети;
• медицинской организации расположенной на территории Ростовского м.р.,
• Ростовского МО МВД России.
Также проводился анализ обращений граждан (органов и организаций) о нарушениях прав детей в семье Любимовой Л.П., поступавших в адрес администрации Ростовского муниципального района, управления образования, отдела опеки и попечительства, отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав, начиная с 2009 года, и проводились беседы с жителями села Мосейцево Ростовского муниципального района.

Результаты работы группы:

1. Территориальной комиссией (далее-Комиссии) по делам несовершеннолетних и защите их прав Ростовского муниципального района не обеспечена необходимая координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношении семьи Любимовой Л.П.
Решения Комиссии при рассмотрении информации, касающейся семьи Любимовой Л.П., не адекватны фактически установленным обстоятельствам, носят формальный характер, не содержит необходимых поручений в адрес конкретных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ростовского района, исходя из публикации в СМИ о семье Любимовой Л.П.
Установлены факты ненадлежащего учета входящей и исходящей корреспонденции Комиссии и отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав (по семье Любимовой Л.П.).

2. Анализ работы органов опеки и попечительства – управления образования администрации Ростовского муниципального района был затруднен тем, что все документы, начиная с 2008 года касающиеся семьи Любимовой Л.П. были изъяты следователями Ростовского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Ярославской области. Членами рабочей группы проверялись архивные документы начиная с 2001 года, в ходе анализа которых было установлено, что:
– в отдельные годы, во время нахождения несовершеннолетних под опекой в семье гр. Любимовой Л.П. имеет место отсутствие актов обследования условий проживания, содержания и воспитания несовершеннолетних, медицинских документов о состоянии их здоровья;
– при анализе содержания отчётов выявлены схематичность и однообразие в описании специалистами опеки условий жизни и воспитания ребёнка в семье Любимовой Л.П., недостаточность информации об индивидуальных особенностях развития каждого ребёнка.
Возможно, недопущение подобных нарушений позволило бы исключить наличие ошибки при подборе кандидата в опекуны. В то же время отмечено, что выявленные нарушения в оформлении документации не являются нарушениями работающих в настоящее время специалистов отдела опеки и попечительства и не могут являться непосредственной причиной обстоятельств, повлекших смерть несовершеннолетней.
Оценку деятельности отдела опеки и попечительства Ростовского района в период времени с 2011 г. Рабочая группа дать не может, в связи с отсутствием материалов для анализа, которые как упоминалось ранее, были изъяты следователями следственного комитета.
В соответствии с существующим законодательством с 2010 года органы опеки и попечительства прекратили контроль семьи гр. Любимовой Л.П., хотя и в последующие годы 3 раза посещали эту семью в связи с поступавшими запросами, от органов полиции, органов прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних.

3. При анализе работы органов управления социального обеспечения населения администрации Ростовского муниципального района установлено, что Любимова Л.П. обратилась в вышеуказанный орган 02.03.2009 года с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи Ярославской области. В списке семей, нуждающихся в государственной поддержке, семья Любимовых Л.П. не состояла. Замечаний к органам управления социального обеспечения населения администрации Ростовского муниципального района по данному направлению деятельности не выявлено.

4. При анализе работы образовательной организации установлено, что несовершеннолетние дети семьи Любимовой Л.П. являлись обучающимися МОУ Угодической ООШ и получали образование в форме самообразования (до 31 августа 2013), а в дальнейшем, в соответствии с вступившим в силу Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», по семейной форме получения образования. Промежуточную аттестацию дети проходили в вышеуказанной образовательной организации. С целью объективной оценки уровня учебных достижений с 12 по 14 декабря т.г. была проведена оценка знаний детей по русскому, литературе и математике (на выбор). Комиссия, образованная на основании приказа департамента образования Ярославской области, в составе 6 специалистов, проводившая данную оценку уровня учебных достижений пришла к выводу о том, что оценка знаний девочек проводилась в доброжелательной обстановке, дети контактны, рассудительны, открыты в общении, любознательны, проявляли интерес к содержанию контрольных работ, стремились показать себя с лучшей стороны. Все дети показали базовый уровень учебных достижений и выше базового, качество знаний у детей подтверждено. Замечаний к администрации школы по организации обучения несовершеннолетних Любимовых не имеется.

5. При проведении экспертной оценки медицинского обслуживания детей Любимовой Л.П. в медицинской организации установлено, что первичной медицинской документации на детей Любимовой Л.П. в ГУЗ ЯО «Ростовская ЦРБ» на момент проверки нет. Со слов медицинских сотрудников – фельдшера ФАП, участкового врача-педиатра – амбулаторные карты находились на руках у Любимовой Л.П.
Любимова Л.П. не оформляла полис обязательного медицинского страхования, а также страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. В связи с этим не представляется возможным установить факты обращения детей Любимовой Л.П. по реестрам счетов и учету статистических талонов.
Обращений за скорой и неотложной помощью членов семьи Любимовой Л.П. в ГУЗ ЯО «Ростовская ЦРБ» не зарегистрировано. Также не зарегистрированы обращения за медицинской помощью в ГБУЗ ЯО «Областная детская клиническая больница». Учитывая то, что оказание медицинской помощи носит заявительный и добровольный характер, со стороны учреждений здравоохранения нарушений не выявлено.

6. Сотрудниками Ростовского МО МВД России начиная с 2011 года проводились проверки по фактам возможного нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних детей Любимовой Л.П. Информация о фактах возможного нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних детей Любимовой Л.П направлялась ими в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ростовского муниципального района и Ростовскую межрайонную прокуратуру.
При проверке информации о возможных нарушениях прав детей проживающих в селе Мосейцево, сотрудникам органов внутренних дел не удавалось проверить условия проживания детей т.к. гражданка Любимова Л.П. на контакт не шла, не впускала в жилое помещение, на телефонные звонки не отвечала, поэтому сотрудники полиции не смогли установить имело ли место нарушения прав детей в семье Любимовой Л.П. В связи с чем, органы полиции обращались в администрацию Ростовского муниципального района с просьбой оказать помощь в разрешении данной ситуации.
Анализ деятельности Ростовского МО МВД России при принятии процессуальных решений по заявлениям в отношении семьи Любимовой Л.П. свидетельствует об отсутствии эффективного взаимодействия по защите прав несовершеннолетних детей с органами и учреждениями Ростовского муниципального района Ярославской области осуществляющих деятельность по охране прав и законных интересов детей.

7. При беседе членов рабочей группы с жителями села Мосейцево было установлено, что последние четыре года семья Любимовой Л.П. стала более закрытой (территорию огородили сплошным высоким забором), и что там происходило они сказать не могут. Но ни детских криков о помощи, ни детского плача они не слышали. Не смотря на то, что жизнь семьи Любимовой Л.П. стала закрытой, не было моментов, которые бы показались соседям странными и насторожили их. Никаких обращений от жителей села в компетентные органы по фактам нарушения прав детей в семье Любимовой Л.П.,(из беседы с жителями) не было.

Исходя из общего анализа деятельности органов и учреждений Ростовского муниципального района Ярославской области по охране прав и законных интересов детей рабочей группой сделаны следующие выводы:

1. Всесторонней, полной и объективной информацией об условиях проживания, воспитания и развития детей в семье Любимовой Л.П. органы и учреждения Ростовского муниципального района не обладали, и не принимали всех должных мер по её получению.
2. Отсутствовало эффективное взаимодействие между правоохранительными органами и органами обеспечивающими охрану прав и интересов ребенка Ростовского муниципального района по принятию действенных мер по защите прав несовершеннолетних в семье Любимовой Л.П.
3. Выявленные недостатки в деятельности органов и учреждений свидетельствуют об отсутствии должного контроля за ними со стороны вышестоящих должностных лиц администрации района.

Результаты работы группы представлены губернатору Ярославской области С.Н. Ястребову, для принятия дальнейших управленческих решений.

Реклама