В ЯрГУ обсудили развитие третьей миссии в российских вузах

В стенах ЯрГУ им. П. Г. Демидова представители Совета Федерации, Государственной Думы, Министерства науки и высшего образования РФ, а также преподаватели и ученые 20 вузов России, в том числе консорциума «Верхняя Волга — территория инноваций», обсудили пути улучшения процессов взаимодействия с регионами в рамках Всероссийского форума «Третья миссия университета: проблемы и перспективы развития».

Образовательная и исследовательская деятельности входят в число основных задач любого современного университета, но наряду с ними равнозначной стала и «третья миссия» — совместная работа вузов с НКО и социальными предприятиями, государством и бизнесом.

 

— Важно иметь подобные связи, поскольку университеты не являются изолированными учреждениями, а наоборот, ориентируются на потребности власти, работодателей, студенчества и граждан региона и страны в целом, — сказала директор Центра развития третьей миссии Демидовского университета Елена Исаева.

В рамках форума представители вузов обменялись опытом применения современной технологии «обучения служением», предполагающую разработку системных социально-значимых проектов студентами университетов совместно с внешними партнерами, повышающие профессиональные компетенции обучающихся через общественные инициативы и преобразующие жизнь внутри городов. Не менее важной темой обсуждения стала роль университета как аналитического центра региона, которая позволяет повысить общественную значимость проводимых вузами исследований в социальной сфере, а также на их стыке с технологическими дисциплинами — сюда входит содействие развитию и реализации в городах рекреационных, туристских кластеров и креативной индустрии.

— Все чаще университеты превращаются в открытые пространства, способствующие возможностям реализации обычных горожан в творчестве, культуре, социальной сфере и бизнесе, понимая и принимая свою ответственность за общие результаты регионов. В связи с этим Президент России поддержал инициативу развития модуля «обучения служением» в вузах, который будет включен в образовательные программы с сентября этого года. В стране существует запрос на такие практики, и прошедшие их студенты становятся ответственными и полезными обществу жителями России. Важно, чтобы студенты чувствовали свою значимость и хотели, чтобы их знания и навыки были востребованными согражданами. Подобные задачи аккумулируются на платформе «Добро.ру», которая собирает актуальные запросы от общества и направляет их в «Добро.Центры» регионов, открытые в том числе на базе университетов, — сообщил Председатель комитета Государственной Думы по молодежной политике Артём Метелев.

Как отметил Сенатор РФ Александр Русаков, в рамках обсуждения общественной роли университетов в регионах следует выяснить, какие рекомендации необходимо будет дать законотворческой и исполнительной властям и какие корректировки в программы развития нужно внести университетам для достижения социально-значимого результата третьей миссии. По словам директора программ Благотворительного Фонда Владимира Потанина Ирины Лапидус, спектр направлений развития третьей миссии университетов достаточно широк, и проектная деятельность может принимать различные формы для того, чтобы университетские сообщества приносили пользу на уровне регионов и страны в целом.

Заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Ольга Негрова сообщила на форуме о том, что для достижения воспитательной цели третьей миссии университетов за год в вузах было назначено 400 профильных проректоров по воспитательной работе.

— Реализация третьей миссии в вузах положительно влияет и на систему образования университета, и на актуальные исследования и разработки, так как деятельность становится более практикоориентированной и востребованной. Подобный синергетический эффект является важным направлением развития вузов. На данный момент ЯрГУ по праву является лидером по уровню интеграции университетов и НКО, чей пример интересен сотням образовательных учреждений страны, — отметил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артём Шадрин.

В дальнейшем ЯрГУ будет развивать третью миссию университета, привлекать к взаимодействию с университетом новых партнеров, внедрять обучение служением в образовательный процесс, усиливая практическую составляющую, считает Елена Исаева. При этом акцент будет сделан не только на получении знаний и навыков по выбранной специальности, но и воспитательном компоненте, затрагивающем гражданственность и патриотизм.




Другие новости:
ПОЧИТАТЬ...

Демидовский университет подготовит кандидатов наук в области изучения естественного и искусственного интеллекта

В ЯрГУ им. П. Г. Демидова утверждена программа аспирантуры по научной специальности «Когнитивное моделирование». Она подготовит исследователей на…
ПОЧИТАТЬ...

Учёные ЯрГУ получат господдержку для исследования гражданской активности студенчества

Проект Демидовского университета «Стратегии и тактики социального уклонения как формы коммуникативного поведения современного студенчества» прошел отбор Экспертного института…



Total
0